Новая книга Э.В. Ильенкова не нуждается ни в рекомендациях, ни в пояснениях. И эти несколько вступительных слов были бы просто излишними, если бы она не была его последней книгой.
Он был разносторонне талантлив. За что бы он ни брался, о чем бы ни писал, — будь то логика или психология, педагогика или эстетика, «Капитал» Маркса или «Наука логики» Гегеля, к кому бы он ни обращался — к философу-профессионалу, учителю или студенту, — сказанное им всегда было свежим, глубоким и искренним, согретым теплом одной страсти. Этой его страстью была материалистическая диалектика как логика революционного мышления и революционного действия. Всегда и везде он был не только ее исследователем, но и умным и ярким пропагандистом, философом-публицистом.
Наверное, именно поэтому сказанное им волновало даже людей, далеких от философии. Впрочем, здесь он определенно не согласился бы с нами, ибо был убежден, что наш современник не может быть далек от философии, от того, что составляет общий исток активной жизненной позиции личности, сплава знаний, убеждения и действия. Правильнее будет сказать, что он именно потому так и писал, что видел огромное политическое, социальное, общекультурное и нравственное значение ленинской мысли о диалектике как логике и теории познания марксизма. Ибо был убежден, что материалистическая диалектика, понятая по-ленински, есть жизненный фермент формирования научного мировоззрения, составляющего сердцевину идейно-воспитательной работы партии.
И в последней книге, где речь идет о ленинском понимании материи и сознания, о языке и мышлении, об истине и противоречии, о соотношении стихийного и сознательного, о взаимоотношениях философии и естествознания, всюду реальным предметом размышления остается дело, подготовка людей к величайшему из всех исторических свершений — созиданию коммунизма.
Это книга-раздумье, книга-размышление. Читатель сам разберется в ее теоретическом содержании и оценит его, найдет новые подходы к пониманию роли и значения «Материализма и эмпириокритицизма» в истории марксистской философии вообще, ее ленинского этапа в особенности, убедительные доказательства органической связи идей этой работы с «Философскими тетрадями».
Эта книга — размышление не только о былом. Это — произведение воинствующего материализма, отмеченное глубоким пониманием истории и бережным отношением к духу и букве ленинских текстов, печатью непримиримости к врагам ленинизма, ленинской диалектики.
Э.В. Ильенков любил выражение «лупа времени». Прошлое и современность всегда были для него измерениями, позволявшими видеть события более выпукло и четко. История уже давно покрыла прахом забвения те имена противников диалектического материализма, которыми пестрит книга Ленина. Но еще влиятелен позитивизм как способ мышления, как мировоззрение. Следовательно, не ослаб и накал идеологической борьбы, а, стало быть, и потребность учиться у Ленина меткости теоретических ударов и нравственной силе идейной непримиримости.
Написана еще одна страница Ленинианы. Хочется пожелать, чтобы она нашла путь не только к разуму, но и к сердцу читателя.
Л.К. Науменко,
доктор философских наук