Скрыть >>

Заключение

Довольно широко распространено мнение, что будто о содер­жании книги можно вполне судить по предисловию, введению и за­ключению. Поиски путей спасения от избыточной информации и ориентации в океане литературы часто толкают к облегченному ус­воению, особенно сравнительно объемных работ. Между тем зна­комство лишь с предвосхищениями и выводами того или иного:. автора дает лишь сравнительно приближенное знание. Это касает­ся прежде всего тех случаев, когда речь идет об отображении внут­ренних связей предмета исследования.

Мы не пытаемся в заключении кратко изложить все содержа­ние работы, укажем лишь на ее основной стержень.

Развитие познания К. Маркса в рассматриваемый период, т. е. от выпускного гимназического сочинения «Размышления юноши при выборе профессии» и до статей К. Маркса в «Deutsche Jahrbücher», в которых совершается его окончательный переход на по­зиции пролетариата, идет от хаотического представления о целом, от чувственного «конкретного» к абстрактному, от поверхности, яв­лений к сущности.

В общем и целом в познании К. Маркса этого периода можно выделить устойчивую тенденцию движения от критики религии к критике политики, государства и затем к критике современной ему материальной жизни общества. В ходе этого процесса закономер­но углубляется критика унаследованной философии и происходит выработка новой философии, новой методологии. Конечно, этот процесс не совершается в чистом виде. Тем не менее всякий раз в познании К. Маркса можно выделить преобладание то одной, то другой, то третьей. Следовательно, познание идет от сфер, более. удаленных от экономического базиса, к сферам, все более близко, стоящим к нему, пока, наконец, не происходит переход к изучению экономической, материальной жизни общества самой по себе. Сле­довательно, познание идет от более поверхностных сфер к сферам все более глубоким и в конце периода достигает действительной сущности. На наш взгляд, экономическая жизнь общества, не прос­то определяющая сфера, а сущность человеческого общества. (В будущем мы надеемся раскрыть доказательство этого взгляда.)

Движение познания от поверхности, явлений к сущности — начальный этап всякого познания, как общества, так и природы, и мышления.

В данной работе мы хотели доказать не только то, что К. Маркс идет на первоначальном этапе этим путем. Нас интересовали так­же стадии этого этапа и характерные особенности с точки зрения категориального строения познания на каждой из стадий.

В силу того что в этот период происходит выработка К. Марк­сом самых общих методологических предпосылок его будущего конкретно-научного исследования, категориальное строение ста­дий движения познания от поверхности, явлений к сущности может быть выделено в менее расчлененном виде, неужели в том виде, в каком категориальное строение упомянутых стадий возможно бу­дет выявить при будущем рассмотрении первоначального этапа собственно конкретно-научного, экономического   исследования К. Маркса. И все-таки обойти молчанием категориальное строение этапа первоначальной выработки К. Марксом самых общих мето­дологических   предпосылок   конкретно-научного исследования нельзя.

Всякая научная работа должна быть написана только тогда, когда автор может предложить что-то новое. Если продолжать го­ворить о том новом, что автор хотел включить в свою основную мысль, то необходимо сказать о следующей закономерности позна­ния от поверхности, явления к сущности. Дело заключается в том, что поверхность, явление, действительность предмета вначале не различаются друг от друга и моменты такого неразличения со­храняются, по крайней мере, до конца названного движения познающего. То же самое следует сказать и о различении поверхно­сти, явления, действительности, с одной стороны, и сущности — с другой.

Но дело заключается не только в этом. Движение познания от поверхности, явления к сущности происходит в единстве с процессом создания представлений о сущности, и вот тут-то наблюдается любопытнейшее явление: происходит «перевертывание» действитель­ного отношения, за сущность необходимо принимаются не сфера сущности, а сферы, более поверхностные.

На пути движения познания от поверхности и т. п. к сущности  представление о сущности меняется и притом может меняться неоднократно. В качестве сущности выступает все более глубокая сфера. Так происходит до тех пор, пока познающий не находит сферу действительной сущности.

На всем пути от поверхности и т. п. к сущности в сознании познающего сохраняется противоречие между «неперевернутым» и «перевернутым» пониманием рассматриваемых познающим сторон и отношений сторон. На каждой стадии этого движения про­тиворечие выступает своеобразно.

На конечном отрезке движения познания от поверхности и т. п. к сущности все более начинает выдвигаться задача познания действительной сущности самой по себе. Но все же на пути движения к действительной сущности эта задача никогда не становится глав­ной.

Как познание вообще необходимо для практического преобра­зования реальных предметов, так познание сущности предмета не­обходимо для его коренного преобразования. Познание сущности той или иной стадии развития общества вызывается к жизни по­требностями коренного преобразования этой стадии. Поэтому по­зиция ученого, бесстрашно проникающего в сущность существую­щего общества, органически связана с позицией последовательно революционных сил, заинтересованных в его революционном изме­нении.

Не случайно поэтому, что движение познания К. Маркса от поверхности и т. п. к сущности шло всегда в единстве с углубле­нием его революционности, а заключительная ступень завершения возникновения предпосылок, метода   научного   исследования К. Маркса совпала с окончательным переходом К. Маркса на по­зиции пролетариата.