Скрыть >>

Лекция 03. Диалектическое познание общества (Начало)

Начиная с этой лекции, мы будем последовательно изучать диалектическую логику истории человеческого общества. Только глубокое понимание логики истории может (и должно) стать теоретической предпосылкой для практического перехода к коммунистическому обществу.

Начиная с этой лекции, от слушателей Коммунистического Университета потребуется гораздо более напряжённая работа над материалом курса. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем заинтересованным слушателям принять активное участие в семинарских занятиях курса «Основы Научного Коммунизма», которые ведутся на форуме нашего Коммунистического Университета.

Ещё раз о диалектической спирали

В этой лекции мы начинаем диалектическое исследование человеческого общества. Как уже говорилось на прошлой лекции, на первом этапе применения диалектического метода мы должны сформулировать цель нашего исследования.

Наша цель – нахождение путей построения коммунистического общества. Эта цель возникла у нас не сама по себе, не как наше благое пожелание и не в результате озарения свыше. Выбор цели – результат нашей коммунистической позиции, нашего знания революционного опыта, нашей коммунистической практики.

К этой выбранной цели мы и будем двигаться по описанной нами диалектической спирали:

Итак, цель нами уже выбрана. Хотя цель поставлена, но пути её достижения нам ещё не ясны, хотя уже существуют как догадка. Но мы ещё должны убедиться, что наша догадка имеет (или, может быть, не имеет) под собой твёрдый научный фундамент.

На этом первом этапе диалектической спирали мы ещё лишены свободы выбора путей достижения поставленной цели. Потому что свобода выбора появится у нас только тогда, когда мы познаем, какие возможные варианты выбора даёт нам логика истории человеческого общества. Именно в этом смысле свобода есть познанная необходимость. Следовательно, мы сможем осуществить нашу цель, только пройдя всю диалектическую спираль познания общества.

Исходя из поставленной цели, на этом этапе мы выбираем объект исследования –человеческое общество как органическое целое.

На втором этапе (созерцание) у нас возникает догадка о нашем объекте исследования. А именно, человеческое общество – есть цельное множество всех людей Земли, с его историей и противоречиями.

Затем (на этапе анализа) нам надо будет вычленить стороны нашего объекта, которые будут изучаться по отдельности. На этом этапе мы перейдём от созерцания человеческого общества к абстракции простейшего отношения человеческого общества.

Наконец (на этапе синтеза), мы от абстракции вернёмся к первоначальному «целостному» представлению о человеческом обществе, но уже на основе знания отдельных его сторон, установив единство внутренних связей и внутренних противоречий сторон, и, следовательно, законов развития человеческого общества как органического целого. На этом этапе поставленная цель будет уточняться, а также будет вырабатываться стратегия её достижения.

И на последнем этапе (практика) будет вестись работа (она, конечно, уже ведётся) по достижению поставленной цели.

Диалектическая спираль

В настоящей лекции далее мы рассмотрим второй этап (созерцание), третий этап (анализ) и начало четвёртого этапа (синтез) движения нашего познания человеческого общества по диалектической спирали.

Человек – особенное живое существо.

Уже на этапе созерцания мы стремимся понять природу человеческого общества. Здесь в нашем сознании возникает первая основная характеристика человечества -это множество живых существ. Но мы при этом уже понимаем, что люди как живые существа существенно отличаются от других живых существ (как от простейших растений, так и от не говорящих млекопитающих).

Давайте спросим себя: какие же черты человека выделяют его из остального мира живых существ?

Сначала приведём типичные ответы на этот вопрос школьной и студенческой аудитории:

человек умеет говорить;

человек обладает сознанием, он умнее любого другого животного;

человек имеет чувство юмора;

человек умеет любить другого человека не только животной любовью;

человек умеет учиться;

человек трудится и этим добывает себе пропитание…

Этот список типичных ответов-характеристик человека можно дополнить ещё дюжиной пунктов, но сами отвечающие уже здесь чувствуют, что все эти характеристики не могут повести их дальше в понимании человеческой природы – слишком всё неконкретно и размыто.

Следовательно, возникает необходимость в более глубоком понимании и в выделении действительно существенных черт человека из множества всех человеческих характеристик. Так мы приходим к необходимости перехода к анализу человеческой природы и человеческого общества.

Анализ человеческого общества.

Попробуем сначала дать ответ на другой вопрос: «Чем живое в главном отличается от остального (неживого) мира?».

Живое и неживое.

Первым, кто диалектически выделил живой мир из остальной материи, был Ф. Энгельс:

Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка. Если когда-нибудь удастся создать химическим путем белковые тела, то они, несомненно, обнаружат явления жизни и будут совершать обмен веществ, как бы слабы и недолговечны они ни были… Жизнь, обмен веществ, происходящий путем питания и выделения, есть самосовершающийся процесс…

(Ф. Энгельс. Диалектика природы).

Под самосовершающимся процессом жизни Ф. Энгельс понимал как процесс поддержания жизни отдельными живыми индивидами, так и процесс продолжения рода биологических существ путём их размножения.

Через 70 лет математик Дж. фон Нейман сконструировал небольшие машинки, которые, питаясь от электрических батареек, передвигались по помещению, в котором находились детали самих этих машинок. И эти самые машинки находили эти самые детали, заменяли свои «подсевшие» батарейки и собирали из найденных деталей себе подобные машинки, которые, в свою очередь, начинали делать то же самое дело.

Примерно в то же время математик С. Клини доказал теорему (о неподвижной точке), следствие из которой звучит примерно так:существует бесконечное множество различных конструктивных объектов (например, алгоритмов, программ), результатом работы которых является точная копия самих этих конструктивных объектов (например, записи этих самых алгоритмов, исходные тексты самих этих программ).Таким образом, машинки фон Неймана были лишь материальным воплощением конструктивных объектов, свойства которых создавать свои точные копии, были доказаны в следствии из теоремы о неподвижной точке.

Чем машинки фон Неймана отличаются от известных нам биологических живых существ? – Только отсутствием белка в их составе. Действительно, и там и там индивиды поддерживают своё существование через обмен веществ с внешней средой. Кроме того, и там и там продолжение рода осуществляется через размножение. Таким образом, известные нам живые биологические тела можно смело рассматривать, как конструктивные объекты, воспроизводящие себе подобных, и созданные из белкового материала.

В недалёком будущем самообучающиеся и самовоспроизводящиеся роботы станут такой же реальностью, какой давно уже стал компьютер. Конечно, такие роботы поначалу будут собраны человеком (как и те машинки фон Неймана), но своё дальнейшее существование (и развитие) они уже смогут продолжить самостоятельно. С точки зрения поведения таких роботов, их взаимоотношения с окружающим миром, эти объекты уже никак нельзя будет отнести к неживой природе. Таким образом, белковая составляющая живых объектов перестаёт быть решающей характеристикой живой материи.

Потребности живых существ.

Итак, мы выделили две главные характеристики живой материи, а именно, жизнь есть самосовершающийся процесс, в котором:

отдельные индивиды поддерживают своё существование, потребляя из внешней среды необходимые материалы, предметы, совершая обмен веществ с этой средой;

продолжение каждого рода (вида) живых существ осуществляется через процесс размножения индивидов этого рода (вида).

То есть живые существа всегда имеют два вида обязательных потребностей:

получение из внешней среды предметов потребления для поддержания жизнедеятельности каждого индивида;

получение из внешней среды возможности размножаться для продолжения рода (вида).

Простейшее отношение человеческого общества.

Развитое человеческое общество предстаёт перед умственным взором тех, кто приступает к его рассмотрению, как некоторая единая совокупность людей. Аналитическое расчленение общества, взаимодействия людей, приводит к выделению отдельного человека, то есть индивида. А общество на этапе анализа предстаёт как определённое взаимодействие этих индивидов.

Продолжая анализ, приходим к тому очевидному факту, что каждый человек, прежде всего, должен жить, поддерживать биологическое существование, своё и своего биологического вида. То есть удовлетворять описанные чуть раньше два вида обязательных потребностей живых существ.

Следовательно, и ход анализа, и непосредственный взгляд на человека и на отношения людей друг к другу приводят к выделению в качестве простейшего отношения общества — взаимодействия человека с окружающей средой для поддержания собственной жизни и взаимодействия людей друг с другом для продолжения своего биологического вида.

Иными словами, простейшее отношение человеческого общества есть биологическое удовлетворение двух упомянутых видов обязательных потребностей.

Но давайте зададимся таким вопросом: «одинаково или по-разному человек и остальные живые существа удовлетворяют свои потребности?».

Формы удовлетворения потребностей.

Как известно, жизнь на Земле, однажды возникнув, в дальнейшем развивалась через процесс естественного отбора (впервые описанного Ч. Дарвином). Одни виды исчезали, другие выжили и развились в процессе долгой эволюции. Но что было двигателем, источником развития (и гибели) видов живых существ? В каком направлении происходил дарвиновский естественный отбор?

Жизнь вида и индивидов в качестве его представителей осуществляется в противоречии между организмом (организмами) и окружающей природной средой при решающем влиянии, в конечном счете, природной среды. Поэтому естественный отбор видов обуславливается тем, как эти виды пытаются разрешить указанное противоречие с окружающей средой.

С одной стороны, именно окружающая среда предоставляет живым организмам предметы и материалы потребления. С другой стороны, окружающая среда (особенно её изменения) является постоянным источником опасностей, угрожающих как отдельным организмам, так и самому существованию видов (родов) этих организмов.

Кроме того, сам процесс потребления сплошь и рядом встречает сопротивление окружающей среды. Действительно, процесс потребления на самом деле представляет собой два взаимосвязанных, но различных процесса:

Первый процесс –процесс добычи предметов потребления.

Второй процесс – собственно процесс потребления (например, употребление пищи).

Эти два процесса внутренне взаимосвязаны,внутренне едины. Действительно, если первый процесс не завершается удачно для живого организма, то второй процесс просто не может начаться. С другой стороны, именно нужда организма, его жажда потребления заставляет организм добывать предметы потребления.

Изменения окружающей среды (например, наступление засухи, бескормицы и т.п.) оказывают сопротивление в основном первому процессу –добыче.

Исследования показали, что процесс разрешения противоречия между живой материей и окружающей природной средой проходит как процесс развития форм удовлетворения двух основных видов потребностей живых организмов.

Форма I.

В самой неразвитой форме (обозначим ее Формой I) осуществление (то есть процесс разрешения) этого противоречия происходит у растений.

У растений процесс собственно потребления еще непосредственно тождественен с процессом обеспечения предметами потребления. Среда, обеспечивающая возможность существования растения, окружает его непосредственно. Такое отношение с окружающей средой сохраняется и у человека (например, таков процесс дыхания), но сохраняется, конечно, в преобразованном виде.

В этой форме осуществления противоречия между живым существом и окружающей природной средой именно особенности среды, в конечном счете, решающим образом определяют потребление. Причем здесь потребляющее живое существо непосредственно связано спотребляемым материалом. А процесс обеспечения предметами потребления непосредственно тождественен с самим процессом потребления.

Но материал потребления (например, влага или солнечной свет) создается иными процессами, нежели сам процесс потребления. Следовательно, если потребление внутренне едино с материалом потребления и непосредственно с ним связано, то образование материала потребления (той же влаги, например) случайно по отношению к потреблению, не связано с ним необходимо.

То есть растения выступают, как пассивные потребители того, что уже есть в окружающей их природной среде. И если условия в данной местности резко меняются (внезапная засуха, например), лишая растения необходимых материалов потребления (той же влаги), то растения в данной местности неотвратимо гибнут.

Форма II.

В более развитой форме (назовем ее Формой II) процесс разрешения противоречия между живой материей и окружающей природной средой происходит у животных.

У животных (в отличие от растений) имеет место относительное обособление друг от друга процесса потребления и процесса добычи предметов потребления.

Решающую роль и здесь играют особенности окружающей природной среды. Для животных характерна не непосредственная окружённость их природной средой, обеспечивающей их жизнедеятельность (как у растений), а такая природная среда, которая вынуждает животных двигаться для добычи предметов потребления. Для этой формы в отличие от первой характерно отсутствие изначальной непосредственной связи живого существа с предметами потребления.

Форма II существенно отличается от Формы I по характеру связей. В Форме II сохраняется внутренняя связь живого существа с предметами потребления и добычей предметов потребления (без того и другого жизнь этих существ невозможна). Но тут внутреннее единство живого существа с предметами потребления совершается через внешнюю связь  внутренне единых, но внешне обособленных различных процессов :потребления и добычи предметов потребления.

То есть прежде чем потребить, животное вынуждено сначала найти (и заполучить) предмет потребления. Здесь животное – в отличие от растений — выступает уже как активный (ищущий) потребитель.

Форма II значительно более зрелая форма существования и попытки разрешения противоречия между организмом (организмами) и окружающей природной средой, чем Форма I.

И в Форме I, и в Форме II живые существа не только испытывают воздействие окружающей среды,но и обратно воздействуют на нее.

В Форме I это обратное воздействие живой материи на окружающую среду происходит путем потребления материала, черпаемого из окружающей природной среды, и выделения продуктов распада (то есть через непосредственный обмен веществ).

В Форме II обратное воздействие на природную среду, присущее Форме I, сохраняется в преобразованном виде (через тот же непосредственный обмен веществ). Но для Формы II характерно наличие относительно обособленного от потребления процесса добычи предметов потребления.

Последний процесс (добыча) уже необходимо предполагает:

во-первых,специальное обратное воздействие на окружающую природную среду (например, уничтожение других живых существ в процессе охоты на них), отличное от обратного воздействия на эту среду процесса потребления,

во-вторых, также и специальные средства, органы такого воздействия.

Самое простое осуществление процесса добычи предметов потребления есть добыча при помощи органов тела (например, глаз, ушей, челюстей и конечностей).

Эта форма относительно обособленного процесса добычи предметов потребления для своего беспрепятственного осуществления необходимо предполагает наличие достаточного количества и качества предметов потребления, данных природой в готовом виде. Животный способ воздействия на предметы потребления в процессе добычи-  в отличие от самого потребления — есть главным образом механическое воздействие на предметы потребления (например, срывание листьев, плодов, применение зубов хищным животным).

Природа (как и в Форме I) выступает как «кладовая» готовых предметов потребления, а способ воздействия на эти предметы потребления в рамках относительной самостоятельности процесса обеспечения предметами потребления — как по преимуществу механическое воздействие (в отличие от Формы I).

Форма III.

Еще более развитой формой (Форма III) обеспечения предметами потребления служит использование (главным образом механических) свойств предметов неорганического и органического происхождения (например, камня, палки, кости) для добычи предметов потребления, данных природой в готовом виде.

Эта форма обеспечения предметами потребления характерна уже для высших приматови, в особенности для ранних предков современного человека. Таково, например, использование палки для сбивания высоко висящих плодов или бросание камня для защиты от нападения животного.

Эта форма промежуточная, переходная. С одной стороны, она выходит за рамки предшествующей, а с другой стороны, сходна с ней. В самом деле, тут в качестве средств для обеспечения предметами потребления применяются предметы,не представляющие собой органы тела. И в то же время все это — средства извлечения из «кладовой» природы готовых предметов потребления.

Эти средства (например, подобранная на земле палка) действуют как органы тела, как простое, непосредственное продолжение органов тела, как «неорганические органы тела» (К. Маркс). Для того, кто их применяет, они образуют лишь продолжение органов тела, хотя сами эти предметы, как средства добычи предметов потребления применяются в той функции, которая им не свойственна вне этого процесса.

И все же пока предметы среды, не представляющие собой органы тела, применяются лишь в иной функции, оставаясь сами по себе неизменными, использование их остается более или менее случайным. Решающая роль особенностей природной среды в противоречии между живыми существами и окружающей природной средой сохраняется: средства воздействия, не представляющие собой органов тела и применяемые в их неизменном природном виде, позволяют в общем и целом только более полно вычерпывать из «кладовой» природы данные природой в готовом виде предметы потребления.

Форме III свойственно то, что процессы, предметы, явления природы, используемые для воздействия на другие процессы, предметы, явления природы, входят в качестве подчиненного посредствующего звена в процесс воздействия на предметы и т. п. при помощи органов тела. Главную роль играют органы тела и предметы, на которые направлено воздействие.

Внутренний предел самой «кладовой» предметов потребления, данных природой в готовом виде,не устраняется, но возрастают возможности черпать из этой «кладовой» больше предметов потребления, данных природой в готовом виде.

Этот внутренний предел устраняется тогда, когда средства воздействия на окружающую природу, не представляющие собой органов тела,превращаются из подчиненного в главенствующий момент воздействия. А это происходит тогда, когда эти средства воздействия превращаются из средств вычёрпывания из природной «кладовой» готовых предметов потребления в средства создания, производства предметов потребления.

Превращение средств воздействия, не представляющих собой органов тела и применяемых ради обеспечения предметами потребления, из подчиненного в главенствующий момент процесса добычи предметов потребления,есть переход к Форме IV. При этом эти средства воздействия приобретают не только функциональное, но и морфологическое отличие (то есть отличие по форме и структуре) от предметов, данных природой в готовом виде (например, когда вместо найденного на земле острого камня используется специально изготовленный каменный топор).

Форма IV.

В Форме IV разрешается (а тем самым и развивается) противоречие между живыми существами и окружающей их природной средой.

Во всех остальных ранее рассмотренных формах живое существо внутренне едино с материалом, предметами потребления, и в этом смысле с окружающей природной средой. Однако природные процессы, в ходе которых образуются материал, предметы потребления, есть иные процессы, нежели самопотребление. Они лишь внешне, случайно, через свои результаты связаны с потреблением. А поэтому потребление подвержено, в конечном счете, решающему действию факторов,независящих от него, случайных по отношению к нему. Внутренняя связь процессов образования материала, предметов потребления, с самим потреблением отсутствует. Осуществление потребления в этом отношении есть случайность.

Для Формы IV характерно не обеспечение предметами потребления, данными природой в готовом видеобратное специальное воздействие на образование (то есть создание) предметов потребления.Тем самым устанавливается внутреннее единство не только потребления с предметами потребления, но и с процессами создания предметов потребления.

Например, занимаясь земледелием или скотоводством, человек уже создаёт для себя предметы потребления.

Подчеркнём: обеспечение предметами потребления теперь (Форма IV) происходит не через процесс добычи готовых предметов потребления, а через процесс создания предметов потребления. Создание предметов потребления ради потребления есть производство.

Итак, для Формы IV характерны внутренняя связь, внутреннее единство производства и потребления при решающей роли производства.

Что такое человек?

Рассмотрев Форму IV, мы теперь готовы ответить на вопрос: «чем человек в главном отличается от остальных живых существ?».

Человек – в отличие от других живых существ – не добывает готовые предметы потребления из природной «кладовой», а преобразует природу, производя предметы своего потребления.

От рассмотрения взаимодействия человека с окружающей средой для поддержания собственной жизни, от взаимодействия людей друг с другом для продолжения своего биологического вида, мы с вами пришли к пониманию отличия человека от остального мира.

Таким образом, от абстракции (полученной на этапе нашего анализа), то есть от простейшего отношения человеческого общества,мы уже начали восхождение к конкретному, к сущности человеческого общества и к практике его преобразования.

Рассмотрев простейшее отношение общества, мы фактически уже начали отображение общества с собственно потребления, с потребления самого по себе, чтобы далее подойти к отображению производства. Но потребление само по себе

«есть непосредственно также и производство, подобно тому, как в природе потребление химических элементов и веществ есть производство растения. Что, например, в процессе питания, представляющем собой одну из форм потребления, человек производит свое собственное тело, — это ясно; но это же имеет силу и относительно всякого другого вида потребления, который с той или другой стороны, каждый в своем роде, производит человека. Это – «потребительное производство». Сюда же относится и то, что «…естественный акт создания потомства представляет собой потребление жизненных сил»

(К. Маркс. Капитал).

Снова о диалектической спирали.

В первых трёх разделах нашей лекции мы в нашей диалектической спирали проделали путь от постановки цели до нахождения простейшего отношения в обществе –процесса потребления.

Далее от производства жизни — своей и потомства, а также отношений по этому поводу, то есть, по сути дела, от собственно потребления (как простейшего отношения), мы переходим к собственно производству, то есть к производству жизненных средств. Этот переход совершается в процессе развития противоречия между живыми существами и окружающей их природной средой. В этом третьем разделе нашей лекции (этап анализа) мы кратко рассмотрели основные формы этого противоречия, вплоть до той формы, в которой оно разрешается.

Но уже на этом этапе (анализа) мы заглянули вперёд по ходу нашей диалектической спирали, обнаружив диалектическую связь простейшего отношения общества (потребления) с куда более сложным (и уже синтетическим) отношением общества –производством.

Теперь настало время перейти непосредственно к этапу синтеза. Началу этого этапа мы посвятим следующий, четвёртый раздел нашей лекции.

Диалектическая спираль; производство и потребление

Переход к синтезу.

Как было уже сказано, в Форме IV обеспечение предметами потребления оказывается созиданием этих предметов ради нужд потребляющего, т. е. образование предметов потребления есть в данном случае их созидание, производство. Следовательно, имеется внутреннее единство потребления не только с материалом, предметами потребления, но и с процессами, образования предметов потребления.

Вместе с тем в рамках уже этого внутреннего единства потребления с производством само внутреннее единство существует как расчлененное. В самом деле, процесс обеспечения предметами потребления расчленяется:

выделяется специальный процесс производства средств воздействия, который отделяется от

процесса производства предметов потребления,

вместе с тем выделяется как отличный от первых  двух процесс добычи предметов для осуществления этих процессов и

научение подрастающего поколения всему этому.

Главным моментом в Форме IV – как мы увидим далее – служит процесс производства средств производства.

Потребление внутренне едино с предметами потребления в том смысле, что только в потреблении предмет становится действительным предметом потребления.

Потребление внутренне едино с процессом образования предметов потребления тогда, когда последний есть процесс созидания, производства предметов потребления, созидания ради потребления. Потребление в таком случае созидает производство двояким образом:

Во-первых,

«тем, что только в потреблении продукт становится действительным продуктом. Например, платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, фактически не является действительным домом. Таким образом, продукт, в отличие от простого предмета природы, проявляет себя как продукт, становится продуктом только в потреблении»

(К. Маркс. Капитал).

Во-вторых,

«тем, что потребление создает потребность в новом производстве, стало быть, идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, являющийся его предпосылкой. Потребление создает влечение к производству; оно создает также и тот предмет, который в качестве цели определяющим образом действует в процессе производства. И если ясно, что производство доставляет потреблению предмет в его внешней форме, то … столь же ясно, что потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как влечение и как цель. Оно создает предметы производства в их еще субъективной форме. Без потребности нет производства. Но именно потребление воспроизводит потребность»

(К. Маркс. Капитал).

Мы здесь идем от рассмотрения потребления к  рассмотрению производства и пока еще не характеризовали специально производство, а также созидание производством потребления. Для нас на таком пути важно охарактеризовать пока только то, что переход к производству совершается через установление, обнаружение внутреннего единства потребления с производством (и притом в определенной форме). Специальное же отображение этого внутреннего единства целесообразно дать в процессе и на основе рассмотрения производства самого по себе и воздействия производства на потребление (что и будет сделано в следующих лекциях нашего курса).

Производство и Труд.

Взаимодействие человека с природой в специфически человеческой форме (Форма IV) выступает здесь с двух сторон:

со стороны участия в нем человека, использования органов его тела

и со стороны внутреннего единства с потреблением, т. е. со стороны созидания предметов потребления, со стороны результата воздействия.

С первой из названных сторон одно и то же взаимодействие человека с природой есть труд.

Со второй — производство.

Это — одно и то же, но с разных сторон.

Рассмотрим для примера выращивание пшеницы. С точки зрения участия в этом процессе человека, затрат его жизненных сил, выращивание пшеницы есть труд.

А с точки зрения результата этого процесса, то же выращивание пшеницы есть производство зерна.

Производство есть определенное взаимодействие человека и природы. Следовательно, не только человек воздействует на природу, но и природа воздействует на человека.

В формах I и II мы наблюдали преобладающее воздействие природы на живые организмы. Форма III — промежуточная форма. В Форме IV решающим, определяющим становится воздействие человека на природу, а воздействие природы на человека — подчиненным.

Поэтому специальное рассмотрение Формы IV взаимодействия человека и природы мы начнем (в следующей нашей лекции) со стороны воздействия человека на природу. Взаимодействие же человека и природы со стороны участия в нем человека есть труд.

Краткие выводы.

Мы выделили две главные характеристики живой материи, а именно, жизнь есть самосовершающийся процесс, в котором:

отдельные индивиды поддерживают своё существование, потребляя из внешней среды необходимые материалы, предметы, совершая обмен веществ с этой средой;

продолжение каждого рода (вида) живых существ осуществляется через процесс размножения индивидов этого рода (вида).

Человек – в отличие от других живых существ – не добывает готовые предметы потребления из природной «кладовой», а преобразует природу, производя предметы своего потребления.

От рассмотрения взаимодействия человека с окружающей средой для поддержания собственной жизни, от взаимодействия людей друг с другом для продолжения своего биологического вида мы пришли к пониманию отличия человека от остального мира. Таким образом, это отношение людей к природе и к друг другу и есть то простейшее отношение человеческого общества, от которого мы далее начнём восхождение к конкретному, то есть к сущности человеческого общества и к практике его преобразования.

Создание предметов потребления ради потребления есть производство. Итак, для Формы IV характерны внутренняя связь, внутреннее единство производства и потребления при решающей роли производства.

Специальное рассмотрение Формы IV взаимодействия человека и природы мы начнем (в следующей нашей лекции) со стороны воздействия человека на природу. Взаимодействие же человека и природы со стороны участия в нем человека есть труд.

Литература

  1. К. Маркс. Капитал.
  2. Ф. Энгельс. Диалектика природы.
  3. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг.
  4. Лекция вторая. «Зачем коммунистам нужна диалектика?»
  5. В.А. Вазюлин. Логика истории. Вопросы теории и методологии.