Скрыть >>

§5. Двойственный характер субстанции

Во втором параграфе первой главы «Капитала», к логическому анализу которой мы приступаем, К. Маркс более подробно, чем прежде, останавливается на двойст­венном характере труда, заключающегося в товарах. «Так как этот пункт является отправным пунктом, от которого зависит понимание политической экономии, то его следует осветить здесь более обстоятельно»32.

Стоимость есть сущность товара. Абстрактный труд — субстанция, или причина, производящая сущность. По­требительная стоимость есть качество товара. Конкрет­ный труд представляет собой формальную субстанцию, или причину, производящую качество, чувственно воcпринимаемую форму. Субстанция двойственна.

Товар является бытием капитала. Следовательно, речь идет о сущности и субстанции бытия предмета. Ха­рактеристика сущности и субстанции, бытия предмета имеет известную специфику. В рассматривавшемся нами выше тексте «Капитала» мы могли видеть, что Маркс остановился на определении сущности как существенной разности. Выяснение  о т н о ш е н и я  сущности и суб­станции также своеобразно. А именно. Главная задача, стоящая в этом случае перед мыслителем, — изображе­ние сущности, а не ее субстанции. Субстанция важна лишь постольку, поскольку она сохраняется в своем   р е з у л ь т а т е,  в  с у щ н о с т и. Субстанция раскрывается со стороны момента ее завершенности, фиксированности. Субстанция как процесс еще, естественно, не привлекает внимания. К. Маркс в первой главе еще не исследует производство, сам процесс труда. Там, где К. Маркс ха­рактеризует товар как бытие капитала, о производст­ве самом по себе, о процессе производства (будь то простое товарное или капиталистическое производство) нет и речи. Если же говорится о труде, то только с точ­ки зрения его закрепленности, завершенности в резуль­тате, в продукте труда. При этом констатируется отношение сущности и субстанции как отношение, результата и процесса, производимого и производящего; фиксируется также субстанция формальная, т. е. производящая чувственно воспринимаемую форму (потребительные стоимости), поскольку она сохраняется в своих резуль­татах. Но     с а м  п р о ц е с с,  п р о ц е с с  д е й с т в и я   с у б с т а н ц и и  н е  с т а н о в и т с я  о б ъ е к т о м  в н и м а н и я, что совершенно закономерно. Тем не менее, так как речь идет о результате процесса, сам процесс не может быть абсолютно исключен из поля зрения. Чрезвычайно существенно то обстоятельство, что мысль Маркса идет от изображения  р е з у л ь т а т а   к  п р о ­ц е с с у, взятому в той степени, в какой он закрепляется в результате 33.

Изображение сущности и субстанции товара противо­речиво: сущность и субстанция выступают и чем-то опо­средованным и чем-то непосредственным. Эта противо­речивость отражает двойственное, противоречивое суще­ствование товара в капиталистическом обществе: товар есть товар и вместе с тем товар есть элементарная фор­ма именно капиталистического богатства.

Что же нового в логическом отношении, мы находим здесь по сравнению с предыдущим параграфом первой главы «Капитала»? Раньше речь шла о  н а х о ж д е н и и  сущности и ее субстанции — две стороны субстанции брались вместе,  о д н о в р е м е н н о. Теперь, когда двой­ственность субстанции найдена и предстоит более под­робно изложить в общих чертах уже известное, Маркс сначала раскрывает одну сторону субстанции и лишь затем другую. При этом он не просто показывает, что определенное качество (какая-либо потребительная стои­мость) создается определенного рода субстанцией, или определенной формальной причиной, но перечисляет основные моменты «механизма» действия формальной причины. Род производительной, трудовой деятельности «определяется своей целью, характером операций, пред­метом, средствами и результатом»34. Кроме того, фикси­руется, что качественное различие результатов обуслов­лено качественным различием производящих их фор­мальных субстанций и что без качественного различия не может быть и соизмерения. В совокупности разных качеств обнаруживается совокупность различных видов формальной субстанции. Последняя служит условием существования субстанции, производящей существенно общее, напротив, эта последняя не образует условия существования формальной субстанции. «В совокупно­сти разнородных потребительных стоимостей, или товар­ных тел, проявляется совокупность полезных работ, столь же многообразных, разделяющихся на столько же различных родов, видов, семейств, подвидов и разновид­ностей, одним словом — проявляется общественное раз­деление труда. Оно составляет условие существования товарного производства, хотя товарное производство, наоборот, не является условием существования общест­венного разделения труда»35.

Субстанция, поскольку она порождает первый фактор элементарной формы исследуемого предмета, сущест­вует до образования той ступени развития, на которой возникает второй фактор, и является условием сущест­вования второго фактора. Первый фактор простейшего отношения, или потребительная стоимость, состоит из материального субстрата, существующего от природы, и полезной формы труда, преобразующего природный ма­териал.

Далее Маркс разбирает второй фактор элементарной формы, или сущность бытия предмета. Он предполагает, что имеются две элементарные формы предмета. На­пример, 2 А существенно тождественны 1 В. Как суще­ственно тождественные, А и В имеют одну и ту же суб­станцию. Вместе с тем они качественно различны, раз­личны и виды субстанций, их породившие. Маркс пока­зывает, что существуют различные виды субстанции, производящей первые факторы. Кроме того, разные ви­ды этой субстанции могут превращаться друг в друга. Если абстрагироваться от видов формальной субстан­ции, то остатком будет одна и та же субстанция. «…В стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще. …Он есть рас­ходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием»36.

В этом параграфе К. Маркс снова определяет сущность как существенное тождество, различие вообще и как су­щественную разность. Но он идет дальше, говоря о про­стом и сложном труде: «Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в раз­личные культурные эпохи, тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнитель­но сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количе­ству простого»37. Простой и сложный труд есть различие в одном и том же, в существенном тождестве, причем специально фиксируется уже и различие, и тождество. Простой средний труд не есть сложный, а сложный не есть простой. Но простой средний труд имеется потому, что существует сложный, а сложный потому, что имеет­ся простой средний труд. О д н о  с у щ е с т в у е т  п о т о м у,  ч т о  и с к л ю ч е т с я  д р у г о е, но п р и э т о м  и  то  и  другое  в о т р и ц а т е л ь н о м  е д и н с т в е  б е з р а з л и ч н ы  д р у г  к  д р у г у.  Э т о  о т н о ш е н и е  п р о т и в о п о л о ж н о с т е й. Однако противоречие здесь еще не является предметом внимания. Простой и слож­ный труд были бы взяты в отношении противоречия, если бы они не просто приравнивались друг к другу, а прослеживалось их взаимопревращение, если бы иссле­довалось изменение простого среднего труда в различ­ных странах и в различные культурные эпохи. Маркс же определяет простой средний труд в качестве  п о с т о я н н о г о,  д а н н о г о  для определенного общества. Таков необходимый угол зрения, ибо объект — б ы т и е  капитала, т. е. товар как данный, постоянный в изучае­мом предмете. Следовательно,  п о к а   с у щ н о с т ь  р а с ­с м а т р и в а е т с я  в  к а ч е с т в е   д а н н о й,  в  к а ч е ­с т в е  с у щ н о с т и  б ы т и я  п р е д м е т а,  н а и б о л е е  г л у б о к и м  и з  в ы я в л е н н ы х  о т н о ш е н и й  с у щ ­н о с т и  о к а з ы в а е т с я   п р о т и в о п о л о ж н о с т ь.

Качественно различные соизмеряющиеся вещи38, на­пример А и В, имеют сущности определенной величины. Предположим, что 2А=1В. Разница в величине их сущности состоит в том, что в А содержится в два раза меньше производящей субстанции, чем в В. Вещи, содер­жащие одну и ту же субстанцию, в определенных про­порциях равны друг другу.

Если сила, эффективность формальной стороны суб­станции (в данном случае производительная сила тру­да), порождающей А неизменна, то величина сущности растет прямо пропорционально количеству вещей А. Если она уменьшается, то большее количество А соизмеряет­ся с тем же количеством В. И наоборот.

О д н а  и  т а  ж е  с у б с т а н ц и я  (т р у д)  и м е е т  д в о й с т в е н н ы й  х а р а к т е р:  с  о д н о й  с т о р о н ы,  о н а  п р е д с т а в л я е т  с о б о й  ф о р м а л ь н у ю  п р о и з в о д я щ у ю  п р и ч и н у,  с  д р у г о й  с т о р о н ы,  о н а  е с т ь  п р и ч и н а,  п р о и з в о д я щ а я  д а н н у ю  с у щ н о с т ь,  п р и ч е м  к о л и ч е с т в е н н о  о п р е д е ­л е н н у ю  и  и з м е р я е м у ю  в р е м е н е м  в  т е ч е н и е  к о т о р о г о  д е й с т в у е т  п р о и з в о д я щ а я  е е  с у б ­с т а н ц и я.  Т а  и  д р у г а я  с т о р о н а  в о п л о щ а ю т ­с я  в  о д н о й  и  т о й  ж е  в е щ и.

Чем эффективнее действие формальной субстанции, тем в большем внешнем количестве она воплощается. В таком случае то же самое внутреннее количество (ве­личина стоимости) проявляется в большем внешнем ко­личестве (в возросшей массе потребительных стоимо­стей). Эффективность действия формальной субстанции есть ее формальная сторона, и результат ее — различ­ные вещи. Поскольку же вещи берутся с точки зрения сущности, постольку они есть результаты действия про­изводящей субстанции вообще.

Выше речь шла сначала о бытии товара в его отно­сительной самостоятельности к сущности, затем о сущ­ности самой по себе (сущности как простом отрицании бытия, существенном тождестве, существенном различии, существенной разности, существенной противоположно­сти и о противоречии в сущности в форме примера). Те­перь Маркс фиксирует, что возросшему внешнему коли­честву может сопутствовать понижение его внутреннего количества. Это происходит в силу двойственности суб­станции: с одной стороны, она производит бытие бытия предмета, а с другой стороны — сущность бытия пред­мета. Но так как сущность не берется еще в качестве существенного противоречия, а предполагается данной, то не принимается во внимание и воздействие первой из названных сторон субстанции на вторую. К. Маркс пишет, что «изменение производительной силы само по себе нисколько не затрагивает труда, представленного в стоимости товара. Так как производительная сила при­надлежит конкретной полезной форме труда, то она, ко­нечно, не может затрагивать труда, поскольку происхо­дит отвлечение от его конкретной полезной формы»39.

Следовательно, субстанция (абстрактный труд) в рав­ные промежутки времени образует одно и то же внутреннее количество (величину стоимости), воплощающееся в различных внешних количествах. При этом предполагается изменяющейся только та сторона субстанции (производительная сила труда), которая созидает бы­тие, внешнее количество. Если эффективность действия этой стороны субстанции увеличивается или уменьшает­ся, то соответственно уменьшается или увеличивается величина внутреннего количества, приходящаяся на ту же самую сумму внешних количеств.

Подводя итог, Маркс кратко определяет двойствен­ность субстанции, и тут особенно отчетливо выступает уже обсуждавшееся выше необходимое противоречие познания: особая форма общественного характера тру­да, форма, присущая лишь одной формации общества, предстает в качестве природного характера субстанции или же во всяком случае в качестве характера субстан­ции, имеющегося на всякой стадии общественного раз­вития: «Всякий труд есть, с одной стороны, расходова­ние человеческой рабочей силы в  ф и з и о л о г и ч е с к о м  (разрядка моя. —В. В.)смысле, — ив этом своем каче­стве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости»40.

Итак, углубление мысли К. Маркса по сравнению с предыдущим параграфом первой главы заключается, во-первых, в более подробном рассмотрении двойственного характера субстанции, а во-вторых, и это самое важное, на наш взгляд, сущность (стоимость) предстает не только существенным тождеством, различием, сущест­венной разностью, но теперь уже и единством противо­положностей.

 

32 К. М а р:кс и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 23, стр. 50.

33 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 46—47.

34 К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 23, стр. 50.

35 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 50.

36 Там же, стр. 53.

37 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 53.

38 Под словом «вещь» здесь и далее подразумевается любое устойчивое образование, будь то продукт действия природы или общественный продукт. С этой точки зрения товар есть также вещь.

39 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 55.

40 Там же.