На двух последних лекциях мы показали что:
Взаимодействие человека с окружающей средой для поддержания собственной жизни, и взаимодействие людей друг с другом для продолжения своего биологического вида есть, так или иначе, процесс потребления. И именно этот процесс есть простейшее отношение человеческого общества.
Человек тем революционно и отличается от других живых существ, что он не занят всю свою жизнь поиском и добычей готовых предметов потребления из природной «кладовой», а преобразует природу, производя предметы своего потребления.
Взаимодействие человека с природой в специфически человеческой форме (Форма IV) выступает здесь с двух сторон:
со стороны участия в нём человека, использования органов его тела
и со стороны внутреннего единства с потреблением, т. е. со стороны созидания предметов потребления, со стороны результата воздействия.
С первой из названных сторон одно и то же взаимодействие человека с природой есть труд. Со второй – производство.
Это – одно и то же, но с разных сторон.
С точки зрения участия в земледелии человека, затрат его жизненных сил, земледелие есть труд. А с точки зрения результата этого процесса, то же земледелие есть производство (например, зерна).
На прошлой лекции мы исследовали труд, его диалектику.
В этой лекции будем говорить о производстве.
- 1 Диалектика производства.
- 2 Анализ: Структура производства.
- 3 Синтез
- 3.1 Формы распределения, присвоения, собственности
- 3.2 Переход к сущности производственных отношений.
- 3.3 Каким образом изменяются производственные отношения?
- 3.4 Как воздействуют друг на друга производственные отношения и производительные силы?
- 3.5 Каковы важнейшие качества человека как компонента производительных сил?
- 3.6 Как производственные отношения действуют на человека, представляющего собой компонент производительных сил?
- 3.7 А как сам человек может влиять на труд? Какова роль человека в труде?
- 3.8 Общественный способ производства – сущность общества.
- 3.9 Историческое, логическое и … вульгарное.
- 4 Две диалектические спирали.
- 5 Общественное разделение труда и диктатура пролетариата.
- 6 Что дальше?
- 7 Литература
Диалектика производства.
Объектом диалектического исследования на сей раз будет производство человеком предметов своего потребления.
Производство есть определенное взаимодействие человека и природы. Следовательно, не только человек воздействует на природу, но и природа воздействует на человека.
В формах I и II взаимодействия живых организмов с природой мы наблюдали преобладающее воздействие природы на живые организмы.Форма III– промежуточная форма. В Форме IV решающим становится воздействие человека на природу, а воздействие природы на человека – подчиненным.
Как мы уже с вами установили, самым простым при рассмотрении человека является то обстоятельство, что человек должен поддерживать биологическое существование – своё и своего рода. Следовательно, и отношения людей в труде в самом простом их виде есть отношения ради удовлетворения необходимых жизненных потребностей.
Таким образом, отношения людей друг к другу в труде в простейшем случае определяются тем, каковы эти отношения с точки зрения возможности обеспечения предметами потребления, необходимыми для поддержания биологического существования индивида и рода. Но в таком случае труд и отношения в труде предстают с точки зрения продуктов труда, а обмен веществ между человеком и природой выступает с точки зрения результатов этого обмена. Труд с точки зрения продукта труда предстаёт как производство.
Анализ: Структура производства.
С точки зрения результата, продукта труда:
весь процесс, приведший к результату, есть процесс производства,
средства труда и предмет труда –средства производства,
человек труда – производитель,
тогда и сам результат труда есть продукт производства.
Способ применения человеком средств труда к предмету труда с точки зрения продукта, результата есть способ производства (в узком смысле слова). Цель труда: с точки зрения продукта труда есть цель производства (тоже в узком смысле слова).
На первый взгляд представляется, что не имеет никакого значения, смотрим ли мы на процесс обмена веществ между человеком и природой с точки зрения участия в нем человека или с точки зрения продукта труда. Между тем это не совсем верно. Эти разные точки зрения позволяют выделять не только общие для каждой из них, но и специфические стороны обмена веществ между человеком и природой. Более того, – как мы увидим дальше – без специального изучения производства вообще невозможно познать сущность общества, его внутренние противоречия – источник его развития.
Как мы увидели в двух прошлых лекциях, в простейшем отношении общества природное и социальное непосредственно тождественны друг другу. При переходе от простейшего отношения к сущности, мы на прошлой лекции выделили в первую очередь отличие социального от природного. Однако теперь – именно при рассмотрении труда с точки зрения его продукта– становится важным выделять различия,как между социальным и природным, так и внутри социального.
Производительные силы
Каково участие природы в производстве продукта?
Прежде всего, сам человек есть продукт и часть природы. В производстве продукта он участвует и как социальное, и как природное существо, как существо, обладающее определенными природными задатками и действующее в определенных природных условиях.
Средства труда и предметы труда состоят из природного материала, обладающего своими природными закономерностями, свойствами. В каждом данном процессе труда человек приводит в движение средство труда и с его помощью изменяет предмет труда.
Без участия природы производство продуктов невозможно, Но одна природа, конечно, не производит продукты труда, производства. Необходимо также участие человека в производстве. Однако и человек сам по себе, без природы не может произвести продукты. Для производства необходимы и человек, и природа.
В производстве, в преобразовании природы природа не есть только природа сама по себе. Производство сформировывается только тогда, когда и человек и природа изменяются под влиянием друг на друга, когда человек есть результат взаимодействия его с природой – взаимодействия живого существа, преобразующего природу, с этой самой природой. Но и сама природа включается в обмен веществ с человеком и поэтому становится результатом взаимодействия человека и природы в процессе преобразования природы человеком.
Но участие природы и человека в производстве различно. Природные свойства, закономерности материала средств и предметов труда не могут не сказываться на производстве. А если иметь в виду возобновление производства, то не может не сказываться на производстве не только качество, но и количество «природных запасов» природных материалов для средств и предметов труда. Наличие или отсутствие природных материалов для средств и предметов труда, их качество и количество могут ускорять или тормозить производство, а то и делать его невозможным. Человек должен в этом отношении приспособляться к природе.
И всё же производство есть преобразование природы человеком, то есть главным образом воздействие человека на природу. Таким образом, воздействие человека на природу (а не природы на человека) – решающее, определяющее для характеристики производства. Производство, собственно говоря, присуще лишь человеку, а не животным и не природе самой по себе.
Во взаимодействии человека и природы сначала природа приводит к образованию человека. Человек возник как продукт природы. Следовательно, решающим для первоначального возникновения человека (при образовании человека как биологического вида) было воздействие природы на животного предка человека.
Когда же человек возник, тогда решающим для его развития стало воздействие человека на природу, а воздействие природы на человека и приспособление человека к природе – подчиненным. В создании продукта производства участвуют и силы природы, и силы человека, но не в отрыве друг от друга, не сами по себе, а как включённые в процесс преобразования человеком природы. В процессе преобразования человеком природы человек выступает как субъект, а природа . как объект. Но человек преобразует природу при помощи сил природы. А преобразуемая природа также влияет на процесс как результат своего преобразования. И силы человека, и силы природы приводят к образованию результата их взаимодействия.
С точки зрения продукта, результата производства участие человека и участие природы выступают как силы производства, как производительные силы. Причём, так как продукт производства – результат взаимодействия человека и природы, то в качестве производительных сил ни человек, ни природа не действуют вне связи, вне взаимодействия друг с другом. Как человек, так и природа в качестве производительных сил существуют лишь в производстве продуктов, результатов, как участники производства продуктов, результатов.
В производстве человек и природа представляют собой два внутренне взаимосвязанных, внутренне единых полюса. Человек внутри этого единства есть производитель. В качестве производителя человек есть и природное существо, существо, единое с природой, и полюс, противостоящий остальной природе.
Остальная природа внутри производства поляризуется в виде природных условий производства и, ближайшим образом, в виде предметов труда. Конечно, от человека исходит импульс производства, человек активен, он воздействует на предметы труда, а предметы труда есть то, что подвергается воздействию.
Оба полюса внутри производства опосредуются средствами труда. Средства труда состоят из природного материала, но в качестве средств труда они есть трудовые органы человека, средства воздействия человека на предмет труда.
С точки зрения участия человека предмет труда и тем более условия труда есть нечто пассивное.
С точки зрения продукта производства и, следовательно, взаимодействия человека и природы, а значит, также учёта не только участия человека, но и участия природы в производстве, природа уже перестаёт быть только объектом воздействия. И предмет труда, и условия производства, и природа (поскольку она включена в средства труда, поскольку сам производитель есть продукт природы) есть не только объекты воздействия, но и сами воздействуют на человека.
Исходя из сказанного, в состав производительных сил вообще следует включать, во-первых,человека-производителя, во-вторых, средства производства (в средства производства входят средства и предмет труда, а также условия производства).
Конечно, производительными силами они служат только в действительно совершающемся процессе производства. Способ использования производителями средств производства в процессе созидания продуктов, взятый лишь в аспекте обмена веществ между человеком и природой, есть способ производства в узком смысле (о способе производства в широком смысле слова будет сказано позже).
То, что выше говорилось о труде, с определенными модификациями может быть сказано и о производстве (смотри рисунки 1 и 2).
Компоненты труда есть компоненты производства, возобновление труда есть возобновление производства, разделение труда есть разделение производства. Разделение труда, поскольку оно сказывается на создании продукта труда,есть производительная сила. (Отношение разделения труда как производительной силы к перечисленным выше производительным силам подобно отношению разделения труда к компонентам труда вообще.)
Примечание. На втором рисунке отсутствуют компоненты производительных сил «условия производства» и «разделение труда» только потому, что эти компоненты есть не типы объектов, участвующих в производстве, а – характеристики, атрибуты производства.
Объективность производства.
Мы уже подчеркивали, что в характеристике труда природа, хотя уже предстаёт необходимым моментом обмена веществ (ведь речь идет об обмене веществ между человеком и природой), однако ближайшим и главным образом выступает негативно, как то, что должно быть преобразовано.
В характеристике же производства природа в своей необходимости для этого процесса обмена веществ выступает уже и позитивно.Тем самым выдвигается на авансцену в позитивной форме зависимость трудового воздействия человека на природу от природы самой по себе. Поэтому не случайно, что тогда, когда человечество стало широко использовать в своей трудовой деятельности силы природы, стало пробивать себе дорогу представление о том, что человек не есть только господин природы, а природа не есть только раба человека.
Кроме того, природа (поскольку она есть «участник», позитивно воздействующий на обмен веществ с человеком) в позитивной форме входит внутрь самого этого процесса обмена веществ. А так как природа существует до и независимо от человека и человечества, то она, вступая в обмен веществ с человеком, никогда не становится абсолютно зависимой от человека, она остается и внутри производства вместе с тем чем-то внешним, случайным по отношению к человеку.
Если учитывается не только в негативной, но и в позитивной форме «участие» природы в созидании продуктов, то отчетливо выступает объективность производства, независимость производства от воли, желания, сознания людей, несмотря на то, что производят люди и производят для себя.
Например, разделение труда как разделение производства зависит не только от человека, его сил и возможностей, но и от природных процессов, включенных в созидание продуктов производства; природные же процессы сами по себе внешни по отношению к процессу труда.
Производственные (трудовые) отношения
Переход от анализа производства к анализу производственных отношений.
Люди объединяются в труде, в производстве. Объединение людей в производстве (труде) может диктоваться внешней необходимостью, когда преобразование природы невозможно в одиночку вследствие главным образом характера природных процессов, природных материалов, включаемых в процесс труда.
Например, погрузка тяжелого бревна на телегу несколькими людьми есть кооперативный труд, обусловленный по преимуществу самим природным материалом предмета труда.
Объединение людей в труде, продиктованное внешней необходимостью, означает, что труд имеет общественный характер. Но это, можно сказать, внешний общественный характер труда.
Объединение людей в труде, производстве может вытекать из внутренней расчленённости самого процесса труда. Это самое глубокое основание объединения людей в труде. В отличие от первого назовем его внутренним общественным характером труда, или собственно общественным характером труда. Самые глубокие отношения людей в труде, производстве – отношения людей в процессе совершения внутренне расчлененного труда, когда различные его моменты выпадают на долю различных людей.
Переход от анализа производства (труда) к анализу отношений людей в производстве (труде) совершается через рассмотрение общественного характера труда. Но самым глубоким «слоем» этого перехода служит разделение труда между людьми, обусловленное главным образом развитием внутренней расчлененности процесса труда, т. е. внутренний, или собственно общественный, характер труда.
Распределение.
До сих пор мы фиксировали производство, а также потребление как процессы обмена веществ между человеком и природой. При этом обнаруживаются как относительная самостоятельность, так и внутреннее единство производства и потребления.
Производственные (трудовые) отношения пронизывают производство и потребление, опосредствуют их.
Производственные отношения в отличие от трудовых отношений представляют собой отношения между людьми в процессе обмена веществ между человеком и природой с точки зрения продукта, результата, а не с точки зрения участия человека в этом обмене веществ. Подобно тому, как производство есть этот обмен веществ с точки зрения продукта, а труд – с точки зрения участия в нем человека.
Производство (труд) в простейшем случае и простейшем выражении происходит ради поддержания биологического существования (индивида и рода). Поэтому отношения людей между собой в производстве (труде) представляются на поверхности,прежде всего как отношения по поводу продуктов производства, служащих предметами индивидуального потребления.
Самое поверхностное выражение производственных отношений есть отношения людей между собой по поводу продуктов производства, служащих предметами потребления. Но в чём же состоят при этом сами отношения людей между собой? –В распределении продуктов. Но распределение не сводится только к распределению продуктов производства, служащих предметами потребления.
«Распределение в самом поверхностном понимании выступает как распределение продуктов и, таким образом, представляется отстоящим далеко от производства и якобы самостоятельным по отношению к нему»
(К. Маркс. Капитал, том 3.).
Но если распределение так представляется на поверхности, то при более глубоком рассмотрении обнаруживается, что распределение коренится в производстве.
«…Прежде чем распределение есть распределение продуктов, оно есть:
распределение орудий производства и что представляет собой дальнейшее определение того же отношения – распределение членов общества по различным родам производства (подчинение индивидов определенным производственным отношениям).
Распределение продуктов есть, очевидно, лишь результат этого распределения, которое заключено в самом процессе производства и которое определяет структуру производства» (там же).
Несколько далее К. Маркс задается вопросом, каково отношение распределения в процессе производства к самому производству, и отвечает следующим образом:
«В каком отношении к производству находится это определяющее его распределение, есть, очевидно, вопрос, относящийся к самому производству. Если скажут, что тогда, по крайней мере, – поскольку производство необходимым образом исходит из известного распределения орудий производства, – распределение в этом смысле предшествует производству и образует его предпосылку, то на это следует ответить, что производство действительно имеет свои условия и предпосылки, которые образуют собой его моменты. Последние могут на первых порах выступать как естественно выросшие. Самим процессом производства они превращаются из естественно выросших в исторические, и если для одного периода они выступают как естественная предпосылка производства, то для другого периода они были его историческим результатом. В самом процессе производства они постоянно изменяются. Например, применение машин изменило распределение, как орудий производства, так и продуктов. Современная крупная земельная собственность сама есть результат как современной торговли и современной промышленности, так и применения последней к сельскому хозяйству» (там же).
«Структура распределения, –указывает К. Маркс, – полностью определяется структурой производства. Распределение само есть продукт производства – не только по распределяемому предмету, ибо распределяться могут только результаты производства, но и по форме, ибо определенный способ участия в производстве определяет особые формы распределения, те формы, в которых люди принимают участие в распределении» (там же).
Если распределение продуктов производства есть внешний «слой» распределения, то глубинным «слоем» распределения служит распределение людей по различным родам производства и распределение средств производства.
Распределение, присвоение, собственность.
Целью производства, в конечном счёте, служит потребление. Как бы ни относились люди друг к другу в производстве, по поводу ли продуктов потребления, по поводу ли родов производства, по поводу ли средств производства, они всегда относятся друг к другу в производстве ради потребления.
Поэтому во всех этих случаях отношение людей друг к другу состоит в распределении, в присвоении.
Что такое распределение? Распределение продуктов, сфер, средств производства означает разделение их между людьми. Будучи разделены, они могут быть потреблены соответственно своей природе или переданы другим людям. Разделённые продукты, сферы, средства производства присваиваются людьми, получившими их, то есть, в конечном счёте, потребляются соответственно своей природе.
Распределение – это характеристика разделения между людьми продуктов, сфер, средств производства как уже имеющихся, характеристика со стороны того, что разделяется между людьми.
Присвоение–это определение процесса, в ходе которого устанавливается фактическая возможность (фактическая способность) человека распоряжаться по своему усмотрению долей (частью) продуктов, средств производства, осуществлять тот или иной труд.
Фактическое распоряжение чем-либо есть собственность. Иначе говоря, собственность есть фактическое распоряжение предметами, средствами производства, трудом (своим или чужим). Распределение, присвоение, собственность в качестве производственных отношений являются отношениями между людьми, отношениями людей друг к другу по поводу предметов, средств производства и самого труда (а также продуктов труда, о чем речь пойдет ниже).
Распределению, присвоению может подлежать и нечто не произведённое, например девственный лес. Можно быть собственником предметов, данных природой в готовом виде. Тогда это будет отношениями между людьми (люди делят между собой данное природой в готовом виде), однако эти разделяемые предметы не произведены людьми, и постольку их распределение, присвоение, собственность на них не будут собственно производственными отношениями.
Собственность на конечные продукты производства, то есть на предметы, способные удовлетворить биологические потребности, их распределение, присвоение порождаются собственностью на производителя, средства производства, на сам труд, их распределением и присвоением.
Распределению, присвоению могут подвергнуться человек труда (производитель),средство труда,предмет труда, сам труд. Собственником может быть индивид, та или иная часть общества, всё общество (все человечество).
Синтез
На этом этапе мы исследуем внутренние связи выделенных на этапе анализа компонентов производства и производственных отношений.
Формы распределения, присвоения, собственности
Рассмотрим сначала, каким образом происходят распределение, присвоение, каковы формы распределения, присвоения, собственности и чем именно эти формы определяются.
Если производство возникает, формируется и существует ради удовлетворения биологических потребностей, то производственные отношения должны, в конечном счёте, быть такими, чтобы производительное отношение к природе осуществлялось наилучшим образом. То есть производственные отношения должны, в конечном счёте, предоставлять наибольшие возможности для развития производительного отношения к природе, для преобразования природы.
Распределение продуктов производства.
Производственные отношения могут предоставлять различные возможности для преобразования природы и, – если речь идет о поддержании биологического существования, – для производства продуктов, служащих предметами индивидуального потребления. Распределение соответственно есть распределение продуктов производства между людьми.
Распределение продуктов производства с точки зрения людей, между которыми распределяются продукты, есть присвоение продуктов. Завершение присвоения человеком продуктов производства – это не что иное, как их потребление.
Таким образом,потребление теперь предстает не просто потреблением индивидов, а таким процессом, которым завершаются распределение, присвоение, реализация собственности, т. е. индивидуальное потребление, удовлетворение телесных потребностей, выступает как внутренне единое с производственными отношениями, хотя здесь это единство выступает своей внешней стороной.
Распределение компонентов процесса производства.
Распределение продуктов производства невозможно (если отвлечься от внешних, случайных обстоятельств) без распределения производителей по сферам производства, без распределения средств производства, т. е. без распределения компонентов процесса производства. Как продукт производства создаётся в процессе производства, так и распределение продуктов производства порождается распределением компонентов процесса производства.
Распределение компонентов процесса производства необходимо для распределения продуктов производства, а распределение продуктов производства необходимо для их потребления, –потребление – мотив, цель для производства. Но реализация этой цели, создание продуктов происходят в процессе производства. Поэтому процесс производства – господствующий момент в этих отношениях.
Распределение компонентов процесса производства – это самый глубокий «слой» производственных отношений. Акцентирование внимания на распределении компонентов процесса производства означает подчёркивание того, что компоненты процесса производства выступают как продукты прошлого труда, прошлого производства. Это распределение есть вместе с тем присвоение компонентов процесса производства. Всякое присвоение есть потребление (своим нельзя сделать что-то иначе, как, в конечном счёте, потребляя его).
Таким образом,производство как производительное отношение людей к природе есть одновременно (с точки зрения единства производства, осуществляемого различными людьми, с потреблением) распределение, присвоение и потребление компонентов процесса производства.
Производительное отношение людей к природе выступает не только как отношение к природе, но вместе с тем как производственное отношение (и как отношение людей по поводу продуктов производства и как их отношение в самом процессе производства).
Производственные отношения в процессе производства предстают как самый глубокий «слой» производственных отношений.
Тем не менее, производственные отношения имеют внешне относительно самостоятельную форму своего существования именно в распределении продуктов производства, форму, отличную от формы существования процесса производительного отношения к природе и от формы существования потребления.
Переход к сущности производственных отношений.
Рассмотрим подробнее, чем и каким образом определяется форма распределения продуктов производства, с тем, чтобы затем перейти к более подробному анализу самого глубокого «слоя» производственных отношений и производственных отношений в целом.
Распределение продуктов производства есть разделение продуктов производства (представляющих собой предметы потребления) между людьми. Следовательно, это распределение предполагает,
во-первых, что производство ведется не одним человеком, а многими людьми;
во-вторых, что разделяются продукты производства;
в-третьих, что продукты производства представляют собой предметы потребления, что они удовлетворяют потребности.
Кроме того, распределение продуктов производства определяется распределениемк омпонентов процесса производства.
Производственные отношения именно как производственные основываются на имеющихся возможностях обмена веществ между человеком и природой, на труде, производстве как отношении человека к природе. Распределять, присваивать можно лишь то, что произведено либо может быть произведено при имеющихся возможностях обмена веществ между человеком и природой. Распределять, присваивать (или избегать) какие-либо виды труда, сферы производства можно только, если обмен веществ между человеком и природой предоставляет те или иные возможности разделения труда, разделения производства.
Производственные отношения в качестве отношений есть необходимость, поскольку процесс обмена веществ между человеком и природой не может совершаться вне такой связи. Но и при этом труд, производство создают спектр возможностей для той или иной реализации производственных отношений.
На реализацию этого спектра возможностей оказывают «давление» все моменты труда, производства как обмена веществ между человеком и природой, но, имея в виду их специфику, можно сказать, что это – «давление» в общем и целом разной силы.
Поскольку главным, решающим в процессе сформировавшегося труда, производства играет воздействие человека на природу, а не природы на человека, постольку наибольшее «давление» на образование тех или иных производственных отношений оказывают люди-производители, трудящиеся, средства труда, разделение труда (с точки зрения отношения человека и природы). И в гораздо меньшей мере, но все же влияют на реализацию тех или иных производственных отношений имеющиеся предметы труда и природные условия труда, производства.
Пока труд только возникает, формируется, он ещё не господствует. Соответственно хотя воздействие человека на природу стало ведущим по сравнению с воздействием природы на человека, но воздействие природы на человека господствует. Поэтому и человек труда, и средства труда тут – ведущий фактор развития производственных отношений, но непосредственно господствуют предметы труда и их влияние на возникающие и формирующиеся производственные отношения. (Человек зависит главным образом от нахождения данных природой в готовом виде предметов труда, от их обработки.)
Если же производственные отношения решающим образом зависят именно от развитости людей труда и средств труда, то решающим в уже сформированных производственных отношениях является распределение людей труда и средств труда.
Итак, распределение компонентов процесса труда, производства и распределение продуктов производства определяются местом, ролью, значением труда индивидов в совокупном труде, в системе производства.
Распределение и разделение труда.
Распределение по самой своей сути есть разделение целого на части. Следовательно, распределение представляет собой сторону общества как целого.
Разделение труда, вид разделённого труда есть производственное отношение именно как часть целого. Иначе говоря, разделение труда представляет собой производственное отношение именно как общественное разделение труда. Разные виды труда в разной степени представляют совокупный общественный труд, соответственно их роль как производственных отношений и в производственных отношениях различна.
Такие виды зрелого труда, как производство человека труда, производство средств труда, производство предметов труда, различаются тем, что производство людей труда и производство средств труда в совокупном труде играют более важную роль, чем производство предметов труда. Но, тем не менее, это есть по преимуществу частные виды труда наряду с таким частным видом труда, как производство предметов труда.
Разделение труда на умственный и физический
Иное дело, разделение труда на умственный и физический. С точки зрения общественного производства такое разделение есть разделение:
на труд по постановке целей, касающихся всего сообщества, на труд по организации труда сообщества как целого,
и на труд по реализации целей.
Первый вид труда относится именно к целостности совокупного, общественного труда, второй его вид – к частям совокупного труда.
Поэтому такое разделение оказывается решающим для различия внутри производственных отношений, для различия в распределении, для образования групп, классов.
Цель имеет особое значение в процессе труда. Конечно, нет полной цели без средства и предмета труда, без продукта труда, и каждого из этих компонентов нет друг без друга в качестве компонентов процесса труда.Тем не менее, именно цель объединяет компоненты труда в целое,ибо трудовой процесс есть не что иное, как действия по преобразованию предметов труда при помощи его средств в соответствии с целью процесса труда.
Именно цель направляет действия со средствами труда, воздействие с их помощью на предметы труда. Объединение различных трудовых действии в соответствии с целью есть организация процесса труда. Поэтому разделение труда между трудом по постановке целей, оперированию целями, организационными функциями и трудом по реализации целей, исполнительскими функциями представляет собой разделение между тем, что по преимуществу есть труд как целое, и тем, что имеет по преимуществу частное значение в совокупном труде. Постановка целей, организация, управление имеют дело по преимуществу с трудом как целым, реализация, исполнение – по преимуществу с частным в труде.
Поэтому при наличии такого разделения труда непосредственно решающую роль в производственных отношениях играют люди первого вида труда, а люди второго вида труда –подчиненную. Только такое разделение труда обусловливает существенно различные присвоение и распределение продуктов труда, производства между группами людей, занятыми этими видами труда.
Производственные отношения и характер компонентов труда.
Итак, производственные отношения определяются, прежде всего, тем характером компонентов труда, который играет главную роль в совокупном труде. Что такое характер компонентов труда, исключая человека? Характер вещественных компонентов труда – это то, как приводятся в действие компоненты труда. Тот или иной вещественный компонент труда может приводиться в действие индивидом, группой, всем обществом.
Характер процесса труда определяется характером вещественного компонента труда, играющим решающую (по отношению к характеру другого вещественного компонента процесса труда) роль в процессе труда.
Требует ли тот или иной вещественный компонент процесса труда индивидуальных или групповых усилий или усилий всего общества – это не исчерпывает характер компонентов процесса труда. В характер компонентов процесса труда входит и то, каких именно трудовых усилий требуют вещественные компоненты процесса труда от человека. Вещественные компоненты процесса труда требуют от человека тех или иных знаний, умений, навыков, их известного характера, широты и глубины, той или иной количественной определенности трудовых усилий. Все это также воздействует на производственные отношения, а именно на самый их «механизм». В общем и целом их воздействие на человека может быть благоприятным или неблагоприятным.
При неблагоприятном воздействии процесса труда в целом, тех или иных его компонентов люди стремятся избежать такого воздействия. И при отсутствии возможности такого изменения процесса труда, которое устранило бы его неблагоприятное воздействие, между людьми происходит борьба за то, чтобы избежать этого воздействия, что объективно возможно лишь за счёт усиления этого неблагоприятного воздействия на другого человека (или других людей). Складываются отношения враждебности, борьбы людей друг с другом.
Напротив, при благоприятном воздействии вещественных компонентов процесса труда на людей создаются возможности для складывания отношения благожелательности, дружбы.
Характер потребления продуктов труда. Воздействие компонентов процесса труда на производственные отношения осуществляется не только непосредственно в процессе труда, но и через потребление продуктов труда. Здесь главную роль играет то, в каком отношении находятся качество и количество продуктов к биологическим потребностям. При устойчивом поддержании биологического существования жизни людей возможны два основных состояния:
либо качество и количество продуктов производства достаточны лишь для минимального удовлетворения биологических потребностей людей или несколько превосходят этот минимум, но не достигают оптимума удовлетворения биологических потребностей,
либо качество и количество продуктов производства достаточны для устойчивого оптимального удовлетворения этих потребностей.
При первом состоянии между людьми идёт борьба из-за продуктов производства, устанавливается враждебность друг к другу; во втором состоянии исчезает основа для этой борьбы.
Каким образом изменяются производственные отношения?
Необходимость в изменении производственных отношений возникает по мере того, как изменяются характер и уровень развития производительного отношения к природе.
Следует различать характер средств производства, обусловленный по преимуществу природой (например, создание при помощи ручных средств труда плотины, перегораживающей течение большой реки), и характер средств производства, являющихся по преимуществу продуктами труда, т. е. созданными средствами производства.
Если характер средств производства обусловлен природой, то он есть нечто извне данное по отношению к обществу.
Если же характер средств производства создается самим производством, то он есть нечто внутреннее по отношению к обществу.
Предположим, что средства труда и предметы труда даны природой в готовом виде и характер средства труда и предмета труда обусловлен главным образом природой. Такой характер труда назовем природно-обусловленным характером труда.
Если средства и предметы труда, их характер созданы трудом, то такой характер труда мы назовем общественно-обусловленным.
Производственные отношения – это общественные отношения людей в производстве. Поэтому средства производства по их воздействию на производственные отношения необходимо различать, прежде всего, по тому, какого субъекта они требуют: индивида, части общества (группы, класса н т. д.) или всего общества. Следовательно, с точки зрения воздействия средств производства на производственные отношения нужно различать индивидуальный, частичный и собственно общественный характер средств производства.
Если сравнить средства производства, данные природой в готовом виде, и средства производства, созданные трудом, с точки зрения общественного характера труда, то по самой сути тех и других общественный характер первых не развит по сравнению с общественным характером вторых. Ведь вторые сами созданы трудом, и, следовательно, то производство, в котором они применяются, внутренне связано с тем производством, в котором они создаются. По мере развития производства растёт и разделение труда, а значит, развивается общественный характер производства.
Как воздействуют друг на друга производственные отношения и производительные силы?
Сами производственные отношения есть форма, открытая нами при специальном рассмотрении единства, целостности производительного отношения к природе с простейшим отношением общества.
Поэтому необходимо рассмотреть не только воздействие производственных отношений на производительное отношение к природе, но и воздействие производственных отношений на простейшее отношение общества (сюда входит, например, анализ семьи как экономической ячейки общества). Однако прежде – при возвратном движении мысли – выступает первое воздействие.
Если производительное отношение людей к природе действует на производственные отношения через человека (производителя) и средства производства, то производственные отношения действуют на производительное отношение людей к природе через человека. Ибо связующим звеном между производственными отношениями и производительным отношением к природе служат люди: в первом случае они относятся друг к другу, во втором –они же относятся к природе.
Каковы важнейшие качества человека как компонента производительных сил?
Первая группа качеств – знание свойств, средств, предметов, способов труда, способность к познанию,т. е. к приобретению новых знаний, к постановке целей, сознание, т. е. знание и познание индивидом себя в единстве с другими индивидами, с обществом.
Вторая группа качеств – умения и навыки. Последние характеризуют способность индивида к практическим действиям со средствами и предметами труда. Умения и навыки предполагают то или иное знание и познание; взятые как таковые, они должны соответствовать цели, быть целесообразными, но их специфика в том, что они есть способности к практическому действию, к реальному действию со средствами и предметами труда.
Третья группа качеств – побуждения к труду, стимулы труда. Из рассмотрения простейшего отношения вытекают следующие виды стимулов к труду:
труд ради удовлетворения биологических потребностей, ради поддержания жизни индивида,
труд ради продолжения жизни рода (в том числе и особенно труд родителей ради поддержания жизни детей).
При рассмотрении производительного отношения к природе помимо отмеченных выявляется еще один вид стимулов к труду:
труд ради удовлетворения потребности в труде, труд ради совершения и совершенствования самого процесса труда.
При рассмотрении производственных отношений выделяются еще два вида стимулов к труду:
труд ради борьбы с другими людьми за присвоение компонентов процесса труда и продуктов труда,
труд ради других людей, ради помощи другим людям.
Как производственные отношения действуют на человека, представляющего собой компонент производительных сил?
Отношения борьбы между людьми образуются там и тогда, где и когда для всех взаимоотносящихся людей не хватает возможностей для полного удовлетворения их потребностей (биологических потребностей индивида, потребностей в поддержании жизни рода, потребности в труде и т. д.). Наиболее устойчивым результатом борьбы оказывается не уравнительность присвоения, распределения, а удовлетворение потребности одних за счёт других, то есть за счёт того, что потребности других удовлетворяются даже в меньшей степени, чем они удовлетворялись бы при уравнительности.
Отношения труда ради других и т. п. возможны там, где нет такого недостатка в возможностях удовлетворения потребностей людей.
При господстве отношений борьбы развитие одних людей идёт за счёт развития других, общество разделяется на враждующие части. «Победители» заинтересованы в производительном отношении к природе и его развитии постольку, поскольку это выгодно именно им. «Побеждённые» заинтересованы в производительном отношении к природе, его развитии не непосредственно, а опосредствованно, через отношение к «победителям», через отношение последних к «побежденным».
При господстве отношений сотрудничества, взаимопомощи, труда ради других развитие каждого становится условием развития всех (ибо труд совершается ради других), общество едино. Все заинтересованы в производительном отношении к природе, его развитии ради полного удовлетворения биологических потребностей индивидов, потребностей в продолжении рода, потребности в труде, ради поддержания и совершенствования отношений взаимопомощи и т. п.
Производственные отношения влияют на производительное отношение к природе через человека, они влияют и на возможности удовлетворения биологических потребностей, и на труд. Производственные отношения непосредственно определяют, какие по количеству и качеству предметы потребления получает человек, место, роль, значение именно таких-то людей в совокупном труде.
А как сам человек может влиять на труд? Какова роль человека в труде?
Человек трудится при помощи определенных средств труда, обрабатывая определенные предметы труда. Если человек работает с данными средствами и предметами труда, то его роль состоит прежде всего и главным образом в их использовании. В конечном счёте, именно ради человека и человеком целесообразно приводятся в действие средства труда, и тем самым обрабатывается предмет труда. Поэтому от человека зависит, в какой мере он использует возможности, имеющиеся у наличных средств и предметов труда, каким именно конкретным способом он будет трудиться. Способ труда, способ производства определяется возможностями наличных данных средств и предметов труда, но он зависит также и от человека, от того, насколько и как человек реализует эти возможности.
Способ труда, способ производства как зависящий только от средств производства в действительной жизни существует лишь потенциально, как спектр возможных осуществлений. В качестве реального способ труда, способ производства всегда включает человека и притом людей в их отношениях с другими людьми. В конце концов, активность в труде, производстве исходит от человека.
Просто повторяющийся характер труда.
Если взять процесс труда как просто повторяющийся, при тех же самых средствах и предметах труда, то от человека зависит, как трудиться: более или менее интенсивно, длительно, с большей или меньшей тщательностью и т. п., а качество и количество повторяющегося процесса труда могут выражаться в качественных и количественных различиях продуктов труда. При просто повторяющемся процессе труда главным для человека является с необходимостью результат, продукт труда, труд совершается главным образом как средство получения продуктов, результатов. Следовательно,стимулом к труду служит стремление получить предметы потребления. Поэтому производственные отношения при преобладании в обществе повторяющегося труда действуют позитивно на производительное отношение к природе главным образом через распределение, получение людьми предметов индивидуального потребления.
Сам процесс труда, поскольку он есть лишь средство для получения результата, не есть для человека потребность, а есть лишь внешняя необходимость. Он выполняется или по принуждению, или ради получения результата, продуктов, предметов индивидуального потребления, но не ради самого процесса труда. При таком труде естественно желание избежать труда.
При данных обстоятельствах человек не избегает труда только тогда, когда
он трудится непосредственно либо на себя, либо на тех близких людей, к которым он относится как к самому себе (например, крестьянин-единоличник).
либо количество и качество предметов потребления, получаемых им, определяются количеством и качеством его труда (например, при сдельной оплате труда).
Если же человек, при отмеченных обстоятельствах, трудится непосредственно не на себя и своих близких, если качество и количество получаемых им предметов потребления не определяются качеством и количеством его труда, то человек избегает труда и для совершения труда оказывается необходимым принуждение со стороны других людей.
Итак, при просто повторяющемся процессе труда производственные отношения влияют позитивно на человека труда через распределение результатов труда и именно предметов потребления.
Но при просто повторяющемся процессе труда производственные отношения влияют на процесс труда иначе, поскольку имеется объединенный, совокупный труд индивидов: из самого процесса труда возникает стремление избежать его, и тогда труд осуществляется тем успешнее, чем совершеннее принуждение к труду, распределение труда оказывается не добровольным, а принудительным.
Кстати, во всех обществах с застойным производством главным является производство предметов индивидуального потребления, труд совершается как средство для их получения, как внешняя необходимость. Более того, труд в таких обществах воспринимается работниками, как навязанный, принудительный, а паразитизм становится идеалом.
Таким образом, и сегодняшний идеал мещанского счастья – пресловутая «американская мечта», и мелкобуржуазная стихия брежневской поры – плоды одного и того же дерева – застойного производства. Осталось только выяснить происхождение самого этого дерева.
То, что активность в труде, производстве исходит, в конечном счёте, от человека, видно уже при рассмотрении просто повторяющегося процесса труда. В этом случае человек приводит в движение неизменяющиеся средства труда и обрабатывает одинаковые предметы труда. Сам человек тоже по преимуществу не изменяется.
Но, как мы видели, в конце концов, повторение процесса труда оказывается и его изменением, повторяющийся процесс труда превращается в изменяющийся процесс труда. А тут активность исходит в последнем счете от человека, сталкивающегося с условиями и компонентами труда, которые он вынужден изменять, уже просто повторяя процесс труда.
Изменяющийся характер труда.
При господстве изменяющихся процессов труда на первый план выступает изменение компонентов процесса труда (средств, предметов труда и самого человека труда). Результат труда остается необходимым, но все же центр тяжести перемещается с результата на процесс труда. Процесс труда становится главной целью, а результат – подчиненным моментом. Труд осуществляется по преимуществу не как средство для получения предметов индивидуального потребления (это низводится на положение, хотя и необходимого, но подчиненного момента), а ради потребности в труде, ради самого процесса труда. Только тогда, когда возникает потребность в труде, труд приобретает внутренний стимул, внутренний источник своего движения, становится внутренней необходимостью.
Производственные отношения при преобладании в обществе труда ради потребности в труде, то есть при господстве изменяющегося, а не повторяющегося труда, действуют позитивно на производительные отношения и через получение людьми предметов потребления, и главным образом путём распределения труда.
При господстве потребности в труде люди стремятся к труду. Человек, в общем и целом, не избегает труда ни тогда, когда труд непосредственно даёт ему свои плоды, ни тогда, когда труд совершается непосредственно для других людей. Возможные противоречия между людьми могут возникать теперь не на той общей почве, которая порождает желание избежать труда, если только это не увеличивает количество, не улучшает качество получаемых им предметов потребления, а на той общей почве, которая порождает стремление к труду. Противоречия в последнем случае могут возникать, если стремление людей к труду того или иного количества и качества превосходит объективные возможности предоставления им труда такого качества и в таком количестве.
Переход от повторяющегося труда, от труда как средства для удовлетворения биологических потребностей к труду изменяющемуся, к труду ради потребности в труде, представляет собой снятие предыдущего состояния труда последующим, то есть такое преобразование предыдущего состояния труда, когда оно сохраняется, но становится подчиненным моментом последующего состояния труда.
Этот переход имеет не только качественную, но также и количественную сторону. Производство, труд ради удовлетворения биологических потребностей лишь тогда могут стать подчиненными моментами труда ради удовлетворения потребности в труде, а повторяющийся труд – подчиненным моментом изменяющегося труда, когда производство, труд достигают уровня, при котором возможно удовлетворение оптимума биологических потребностей.Лишь по достижении этого уровня начинается такое развитие производства (труда), когда производство (труд) ради получения предметов, способных удовлетворить биологические потребности, перестает играть преобладающую роль в производстве (труде), начинается длительный процесс возрастающего преобладания труда ради потребности в труде.
Материальное производство как внешняя необходимость есть производство как средство для удовлетворения биологических потребностей. Как внешняя необходимость материальное производство необходимо всегда. Но материальное производство есть и внутренняя необходимость, а именно тогда и постольку, когда и поскольку оно совершается ради удовлетворения потребности в труде. Преобладание материального производства как внешней необходимости – менее развитое состояние производства по сравнению с тем его состоянием, когда преобладает материальное производство как внутренняя необходимость.
При господстве повторяющегося труда производственные отношения воздействуют на человека через получение им предметов потребления, представляющих собой продукты труда, а также они воздействуют на применение человеком имеющихся у него неизменных трудовых качеств.
При господстве изменяющегося труда производственные отношения действуют так же, как при господстве повторяющегося труда, – ибо повторение есть необходимый момент изменения, – но в подчиненном виде, а главным становится влияние производственных отношений на изменение человека, точнее, на прогрессивное развитие человека.
Если при преобладании повторяющегося труда главным является то, насколько и как производственные отношения способствуют производству предметов потребления или тормозят его, то при преобладании изменяющегося труда главным является то, насколько и как производственные отношения способствуют развитию человека труда или тормозят его.
Общественный способ производства – сущность общества.
Производительные силы (в единстве с простейшим отношением) определяют производственные отношения, в свою очередь производственные отношения влияют на производительные силы, имеет место их единство. Единством производительных сил и производственных отношений является способ производства в широком смысле слова. Термин «способ производства», как говорилось выше, может употребляться также в узком смысле слова. Способ производства в широком смысле слова целесообразно зафиксировать термином «общественный способ производства».
Общественный способ производства и представляет собой сущность общества. Наиболее глубоко диалектика производительных сил и производственных отношений осуществляется как собственно общественный характер производства. Именно собственно общественный характер производства и есть диалектика производительных сил и производственных отношений как противоречие,или, иначе говоря, собственно общественный характер производства и есть собственно противоречие, развитое противоречие производительных сил и производственных отношений. В нём производительные силы есть производственные отношения, а производственные отношения есть производительные силы: каждая из противоположностей есть своё иное в отрицании своего иного.
Замечание. В нашем курсе мы далее будем говорить о производительных силах и о более широком понятиии «производительное отношение человека к природе». Это понятие есть рассмотрение производительных сил в их диалектическом единстве с трудовыми (но не производственными) отношениями.
На этой ступени углубления в сущность диалектики производительных сил и производственных отношений заканчивается рассмотрение логического аспекта этой диалектики.
Историческое, логическое и … вульгарное.
Чтобы понять, как это противоречие разрешается, необходимо перейти к историческому способу рассмотрения общества и общественного способа производства, что и будет сделано на следующих лекциях нашего курса. А пока заметим следующее.
В подавляющем большинстве советских исследований 60-80-х годов ХХ века соотношение производительных сил и производственных отношений в качестве самовозобновляющегося бралось в лучшем случае на уровне их соотношения в качестве содержания (производительные силы) и формы (производственные отношения). Рассмотрение общественного способа производства в аспекте содержания и формы выдвинулось в познании общества тогда, когда образовалось противоречие между достигнутыми производительными силами и капиталистическими производственными отношениями.
В этих исследованиях достигнутые (при капитализме) производительные силы выступают как, в общем и целом, достаточные для упразднения и утверждения новых, социалистических производственных отношений. Таким образом,производительные силы выступают как в основном данные,а производственные отношения фиксируются как спектр возможностей, более или менее не соответствующих или более или менее соответствующих данным производительным силам. Напротив, при анализе социалистического общества социалистические производственные отношения теми же исследователями представлялись в основном данными (речь тогда шла только об их совершенствовании), и главная задача виделась в развитии производительных сил.
Такой грубо упрощённый подход был вульгаризацией марксизма хрущёвскими и брежневскими «учёными».
Любопытно проследить перемену взглядов на социализм у вульгарных марксистов после политического поражения диктатуры пролетариата в СССР: производственные отношения у них так и остаются в основном данными, но предстают они теперь изначально ущербными, изначально обременёнными «объективными причинами» своей гибели. Ну а производительные силы и вовсе низводятся до положения пассивной жертвы генетически порочных производственных отношений. Здесь наши новые вульгаризаторы полностью сходятся с такими «мыслителями» как Егор Гайдар и Черномырдин. А расходятся только в частностях: одни выпячивают проблемы вала, другие – проблемы ведомственности, третьи – неполного обобществления, четвёртые – ошибки планирования, пятые валят всё в одну кучу…
Как бы то ни было, но во всех этих случаях то одна, то другая (а в последнем случае – обе) из противоположностей фиксируется как данная. Поэтому диалектика производительных сил и производственных отношений в историко-материалистическом аспекте берётся как в общем неизменная для всех исторических стадий развития человечества. И тогда не замечают того фундаментального обстоятельства, что сама диалектика производительных сил и производственных отношений развивается. Причем – что наиболее существенно – производительные силы как таковые, производственные отношения как таковые, их соотношение как таковое развиваются. Между тем и поныне общее соотношение производительных сил и производственных отношений мыслится как неизменное, не осмысливается то, что сама диалектика производительных сил и производственных отношений возникает, формируется, развивается и когда-нибудь исчезнет.
Логический подход.
Фиксация одной из сторон диалектических отношений плодотворна только в рамках рассмотрения логического аспекта. Ошибка всех вульгаризаторов состоит как раз в абсолютизации такой формальной фиксации одной (или даже всех сразу) стороны диалектических отношений. Но, абсолютизировав такую фиксацию, они уже не только не могут выйти за рамки логического аспекта, но очень быстро вступают в неразрешимое противоречие уже с точки зрения просто формальной логики.
Плодотворность логического подхода заключается именно в том, что он предполагает обязательный переход к дальнейшему историческому рассмотрению того же органического целого, в данном случае – общественного способа производства.
Когда (при логическом подходе) производительные силы берутся как данные, тогда производственные отношения предстают как главным образом определяемые ими. Производственные отношения в большей или меньшей степени «лежат» в пределах возможности наличного, данного производительного отношения к природе, изменение производственных отношений может быть осуществлено в пределах этих возможностей. Спектр этих возможностей определяет общее направление к предельной их реализации посредством производственных отношений. Но эти возможности могут быть реализованы в разных отношениях и в различной степени: хотя общее направление изменения производственных отношений определяется наличным производительным отношением к природе, однако реализация возможностей может быть осуществлена в различных отношениях и в различной степени, то есть в так или иначе различающихся производственных отношениях.
Здесь, при данных производительных силах, в реализации их возможностей люди могут влиять на степень и в какой-то мере, частично на характер их реализации.
Изменение производственных отношений, даже частичное, есть изменение производства как целого (в том или ином отношении). Следовательно, степень и частично характер реализации возможностей, имеющихся в наличных производительных силах, хотя, в общем и целом, определяются этими производительными силами и наличными производственными отношениями, но зависят и от чего-то такого, что не сводится полностью ни к наличным производительным силам, ни к наличным производственным отношениям. Что же еще влияет на реализацию (посредством производственных отношений) возможностей, имеющихся в наличных производительных силах?
Влияют сами люди, но влияют не прямо, потому что их цели и действия не сводятся только к наличным производительным силам и к наличным производственным отношениям. Таков неизбежно последовательный ход мыслей в том случае, если производительные силы фиксируются как данные. И наоборот, если в качестве данных берутся производственные отношения, то дело предстает так. Изменение производительных сил происходит в рамках определенных производственных отношений, а не просто само по себе, не вне производственных отношений, не в чистом виде. И тут производственные отношения определяют, как именно и в какой степени реализуются возможные изменения, имеющиеся в производительных силах. Сами по себе эти возможности есть лишь возможности, – реальны они только в единстве с наличными производственными отношениями.
Тем не менее, всякие производительные силы имеют тот или иной, более или менее определенный спектр возможностей своего изменения, и производственные отношения не могут «игнорировать» весь этот спектр. Наличные производственные отношения могут воздействовать на изменение производительных сил в рамках того спектра возможностей изменения производительных сил, который имеется в наличных производительных силах.
Вульгарный подход.
Сегодняшние вульгаризаторы марксизма фиксируют уже обе стороны: и производственные отношения, и производительные силы, чем доводят свои дальнейшие рассуждения до абсурда. Действительно, при предположении производственных отношений в качестве данных и производительных сил в качестве данных их отношение, по сути дела, представляется внешним, а потому наиболее глубокое противоречие общественной жизни ищут не в самом взаимодействии производительных сил и производственных отношений, а вне его.
Типичный ход рассуждений таков: производственные отношения определяются производительными силами, производительные силы зависят от потребностей…
Действительное положение вещей представляется перевёрнутым: внутреннюю связь (соотношение производительных сил и производственных отношений) принимают за внешнюю. А более поверхностное, внешнее (например, проблемы вала, проблемы ведомственности, проблемы планирования и т.п.) предстаёт в качестве внутреннего, и в этом более поверхностном ищут источник самодвижения общества.
Две диалектические спирали.
В процессе диалектического познания общества мы в этой лекции перешли к диалектическому познанию производства, а затем – и к сущности общества.
Диалектика производства.
Цель.
Как мы говорили на прошлых лекциях,цель нашего исследования производства – дальнейшее продвижение в диалектическом познании общества.
Созерцание.
Этот этап исследования производства прошёл для нас как будто незаметно. На самом деле этот этап мы всё же проходили на прошлых лекциях, когда задавались вопросом, чем человек отличается от остальной природы.
Но нам пришлось снова вернуться к этапу созерцания тогда, когда мы перешли к изучению распределения как компонента производственных отношений. И сделали мы это вот почему:
«Вульгарный социализм (а от него и некоторая часть демократии) перенял от буржуазных экономистов манеру рассматривать и трактовать распределение как нечто независимое от способа производства, а отсюда изображать дело так, будто социализм вращается преимущественно вокруг вопросов распределения»
(К. Маркс. Критика Готской программы).
Помните пошляков, что обвиняли и обвиняют нас, коммунистов в том, что мы хотим всё отнять и поделить? Вульгарные марксисты понимают производственные отношения точно так же, вот только говорят об этом иначе (левой фразой).
Потому мы и возвратились от этапа синтеза к этапу созерцания, чтобы показать расхожесть поверхностных взглядов на производство вообще и на распределение в частности.
Отступив на минуту назад, мы затем снова перешли к этапам анализа и синтеза:
«Всякое распределение предметов потребления есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства. Распределение же последних выражает характер самого способа производства. Например, капиталистический способ производства покоится на том, что вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на землю находятся в руках нерабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства — рабочей силой. Раз элементы производства распределены таким образом, то отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потребления. Если же вещественные условия производства будут составлять коллективную собственность самих рабочих, то в результате получится также и распределение предметов потребления, отличное от современного»
(К. Маркс. Критика Готской программы).
Анализ
На этом этапе мы сначала выявили простейшие отношения производства как объекта анализа. Эти простейшие отношения (компоненты) есть:
весь процесс, приведший к результату, есть процесс производства,
средства труда, предмет труда и условия производства – средства производства,
человек труда – производитель,
результат труда, то есть продукт производства.
Дальнейшее исследование привело нас к необходимости выделить те силы, что в процессе преобразования природы человеком приводят к достижению результата производства, – производительные силы. В состав производительных сил, как участники производства продуктов, входят:
человек — производитель,
средства производства,
общественное разделение труда.
Далее было установлено, что природа сама по себе также участвует в процессе своего преобразования человеком. Это участие природы в основном сосредоточено в условиях производства– компоненте средств производства. И это участие природы в производстве делает само производство отчётливо объективным,независимым от воли, желания, сознания людей,несмотря на то, что производят люди и производят для себя.
Следующим шагом стал переход от анализа производства к анализу отношений людей в производстве –производственных отношений. Этот переход мы совершили через рассмотрение общественного характера труда. Самым глубоким «слоем» этого перехода служит разделение труда между людьми, обусловленное главным образом развитием внутренней расчлененности процесса труда, то есть внутренний, или собственно общественный характер труда.
На этапе анализа мы выделили три стороны производственных отношений:
распределение,
присвоение,
собственность.
Распределению, присвоению могут подвергнуться человек труда (производитель), средство труда, предмет труда, сам труд. Собственником может быть индивид, та или иная часть общества, всё общество (все человечество).
Синтез.
На этом этапе мы совершили логическое восхождение от абстрактного (а именно, от выделенных компонентов производительных сил и производственных отношений) к сущности общества, а именно, к общественному характеру производства.
Общественный характер производства и есть диалектика производительных сил и производственных отношений как противоречие. В этом противоречии производительные силы предстают как производственные отношения, а производственные отношения выступают как производительные силы: каждая из противоположностей есть своё иное в отрицании своего иного.
Находясь на логической ступени восхождении от абстрактного к конкретному, мы ещё не можем увидеть пути разрешения этого противоречия. Чтобы понять, как разрешается это внутреннее противоречие общественного характера производства, необходимо перейти к историческому способу рассмотрения общества и общественного способа производства, что и будет сделано на следующих лекциях нашего курса.
Практика.
Как мы уже много раз говорили, практика на данном этапе коммунистической учёбы есть наша коммунистическая работа.
Мы уже заметно приблизились к истине в понимании общества. Поэтому нам уже есть, что сказать трудящимся. Но всё же главным в нашей коммунистической работе ещё остаётся коммунистическая учёба.
Диалектика общества.
В этой лекции мы завершили этап синтеза на его логической ступени диалектического познания сущности общества. Начав своё восхождение от абстрактного (простейшего отношения общества), мы последовательно изучили общественный труд, и общественное производство, перейдя к конкретному: к сущности общества – общественному способу производства.
Общественное разделение труда и диктатура пролетариата.
Учение о диктатуре пролетариата – ядро, суть научного коммунизма.
«…Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, что диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов…»
(К. Маркс. Письмо Иосифу Вейдемейеру. Лондон, 5 марта 1852 г.)
Внимательный читатель уже заметил, что тема диктатуры пролетариата в том или ином аспекте затрагивается в каждой нашей лекции. Сегодня мы начнём разговор о решающей роли диктатуры пролетариата в развитии общественного разделения труда – решающей – для перехода от капитализма к коммунизму.
Как мы уже отмечали, разные виды труда в разной степени представляют совокупный общественный труд, соответственно их роль как производственных отношений и в производственных отношениях различна.
Такие виды зрелого труда, как производство человека труда, производство средств труда, производство предметов труда, различаются тем, что производство людей труда и производство средств труда в совокупном труде играют более важную роль, чем производство предметов труда. Но, тем не менее, это есть по преимуществу частные виды труда наряду с таким частным видом труда, как производство предметов труда.
Иное дело, разделение труда на умственный и физический. С точки зрения общественного производства такое разделение есть разделение:
на труд по постановке целей, касающихся всего сообщества, на труд по организации труда сообщества как целого,
и на труд по реализации целей.
Первый вид (виды) труда относится именно к целостности совокупного, общественного труда, второй его вид (виды) – к частям совокупного труда. Поэтому такое разделение оказывается решающим для различия внутри производственных отношений, для различия в распределении, для образования групп, классов.
Партия коммунистов
При эксплуататорских формациях люди умственного труда непосредственно обслуживали класс эксплуататоров, либо непосредственно входили в этот класс.
При диктатуре пролетариата люди умственного труда уже непосредственно служат целям диктатуры пролетариата. Поэтому при наличии разделения труда на умственный и физический на поверхности оказывается следующее противоречие:
непосредственно решающую роль в социалистических производственных отношениях играют люди, нанятые, назначенные пролетариатом, а сами пролетарские массы –подчиненную.
Это кажущееся внутренним противоречие породило массу спекуляций, как антикоммунистов, так и вульгарных марксистов (левых и правых).
Но это внешнее противоречие давно уже нашло своё разрешение: пролетариату нужна своя революционная партия. Партия, политическое ядро которой состоит из сознательных марксистов.
Уничтожение разделения труда на умственный и физический.
Такое уничтожение – одна из необходимых целей диктатуры пролетариата на пути построения коммунизма.
Но этой цели нельзя достичь сразу. Более того, достижение этой цели – задача куда более трудная, чем задача уничтожения классов. Чтобы достичь этой цели в процессе построения коммунистического общества необходимо пройти следующие этапы:
Установление равенства всех членов общества как работников.
Культурная революция, то есть ликвидация безграмотности через организацию всеобщего научно-политехнического образования.
Организация широчайшей коммунистической учёбы на базе всеобщего образования.
Получение всеми членами общества уровня образования, соответствующего уровню советского университетского образования как гуманитарного, так и естественнонаучного.
Усвоение всеми членами общества марксистской диалектики.
Последние два этапа кому-то покажутся маниловщиной, но мы ответим всем скептикам, что возможности человека неисчерпаемы. Кто мог в конце XIX века предсказать невиданный взлёт образования, науки и культуры в почти поголовно неграмотной России уже через 30 лет? – Только Энгельс и Ленин.
Что дальше?
Как было уже сказано, общественный способ производства представляет собой сущность общества. Именно общественный характер производства и есть диалектика производительных сил и производственных отношений как противоречие,или, иначе говоря, собственно общественный характер производства и есть собственно противоречие, развитое противоречие производительных сил и производственных отношений. В нём производительные силы есть производственные отношения, а производственные отношения есть производительные силы: каждая из противоположностей есть своё иное в отрицании своего иного.
Чтобы понять, как это противоречие разрешается, необходимо перейти к историческому способу рассмотрения общества и общественного способа производства, что и будет сделано на следующих лекциях нашего курса. Но прежде чем перейти кисторическому аспекту изучения общества, мы завершим наше логическое рассмотрение переходом от общественного способа производства к сущности общества в уже широком смысле слова, то есть к явлению и действительности общества.
В широком смысле сущностью человеческого общества являетсявся совокупность, весь ансамбль общественных отношений. В узком смысле сущность общества – единство производительных сил и производственных отношений, то есть общественный способ производства. Но эта сущность в узком смысле проявляется только через весь спектр общественных отношений, через активную, сознательную деятельность людей, то есть через то, что мы называем общественным сознанием. Этой теме и будет посвящена наша следующая лекция.
Литература
- К. Маркс. Капитал.
- К. Маркс. Письмо Иосифу Вейдемейеру.
- К. Маркс. Критика Готской программы.
- В.И. Ленин. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата.
- И.В. Сталин. О диалектическом и историческом материализме.
- В.А. Вазюлин. Логика истории. Вопросы теории и методологии.
- Лекция первая. «Устарел ли марксизм?»
- Лекция вторая. «Зачем коммунистам нудна диалектика?»
- Лекция третья. «Диалектическое познание общества. Начало: простейшее отношение общества».
- Лекция четвёртая. «Переход от простейшего отношения общества к сущности общества. Диалектика труда».